На торгах в пятницу цена сорта Brent обвалилась еще на 5,9% и впервые с октября 2017 года оказалась ниже 60 долларов за баррель.
Контракты на январь заключались по 59,34 доллара за баррель, цена российской Urals опустилась ниже 59 долларов — уровня, на котором, по оценке АКРА, российский федеральный бюджет становится дефицитным.
Рынок «снова лихорадит», трейдеры «закрывают длинные позиции»,констатирует стратег CMC Markets Майкл Маккарти: банки и хедж-фонды,поставившие на рост цен на нефть более 70 млрд долларов, распродают контракты.
«Рынок ошеломлен потоком медвежьих новостей», — говорит управляющий директор Genscape Клэй Сигл.
США и Саудовская Аравия в сумме добавили на рынок 2,9 млн баррелей новых ежедневных поставок и довели собственную добычу до исторических максимумов — 11,7 и 11 млн баррелей в сутки. Дополнительное предложение вдвое перекрыло мировой, прирост которого ОПЕК оценивает в 1,4 млн баррелей в сутки.
Избыток достиг критических 1,2 млн баррелей в день — 5-6 супертанкеров в неделю, оценивает JPMorgan: на столько, как считает крупнейший в США банк, ОПЕК нужно сократить добычу, чтобы хотя бы остановить «крутое пике».
Но рынок сомневается, что две крупнейшие петрократии мира — Россия и Саудовской Аравия — на этот раз смогут договориться, отмечает аналитик Rivkin Securities Уильям О’Лафлин.
«Нож в спину» прилетел из Госдепа, чиновники которого в мае провели закрытые переговоры с ближневосточными союзниками из ОПЕК, потребовав увеличить добычу на 1 млн баррелей в сутки.
Спустя месяц сделка ОПЕК+ — первый скоординированный шаг Москвы и Эр-Рияда более чем за 20 лет — была переписана, а страны-участницы коллективно «повернули вентили».
Вслед за Саудовской Аравией Россия начала качать рекордные со времен СССР 11,4 млн баррелей в сутки и теперь считает, что сокращать добычу в условиях взрывного роста сланцевых конкурентов из США было бы «не системным подходом». Об заявил Reuters высокопоставленный чиновник в правительстве РФ. Болевой порог для России — отметка 48,8 доллара за баррель, оценивают аналитики АКРА: ниже этого уровня в федеральном бюджете 2019-го года возникает «дыра», покрывать которую придется либо за счет ФНБ, либо за счет долга.
Занимать при этом становится все труднее и все дороже: под угрозой санкций США иностранные инвесторы распродают облигации федерального займа со средней скоростью 70 млрд рублей в месяц, а доходность 10-летних ОФЗ с 6,9% взлетела до 8,74%.
На 2020-й год «точка кипения» российского бюджета находится на уровне 50,6 доллара за баррель, на 2021-й год — 51,2 доллара, следует из расчетов АКРА.
Россия явно не настроена на сокращение добычи, а если его не будет нефти открыта прямая дорога на $50, — говорит Кирилл Тремасов, директор аналитического департамента «Локо-Инвест. — Если котировки закрепятся под этой отметкой, то это может стать уже новой реальностью, о который мы начали забывать. При движении на $50 давление на российские активы будет возрастать вне зависимости от санкционной тематики, а ниже $50 может начаться паника».
Leave a Reply