Раскопки в Кирьят-Йеарим могут свидетельствовать, что этот холм – творение царя Иеровоама и позволяют предположить, что Ковчег был символом единства между двумя царствами.
В одном из раундов схваток между израильтянами и филистимлянами израильтяне решили использовать неконвенциональное оружие – Ковчег Завета. Согласно Первой книге Царств, Ковчег был доставлен на поле битвы, но результат был катастрофическим. Израильская армия потерпела поражение и Ковчег попал в руки врага. Филистимляне отнесли его в Ашдод и поместили рядом со статуей своего бога Дагона.
Ковчег отомстил: статуя упала, руки у нее отвалились, а филистимлян поразила эпидемия геморроя. В отчаянии они позвали жителей Кирьят-Йеарим, чтобы те забрали свой ковчег. «И пришли жители Кириаф‐Иарима, и взяли Ковчег Господа, и принесли его в дом Аминадава, на холм, а Елеазара, сына его, посвятили, чтобы он хранил ковчег Господа». (I Кн. Царств, 7:1).
Ученые почти уверены, что библейский Кириаф‐Иарим – это холм на окраине деревни Абу-Гош, на котором в настоящее время стоят церковь Богоматери Ковчега Завета и женский монастырь французского ордена.
Раскопки в Кирьят-Йеарим проводились совместно с Томасом Ромером и Кристофом Николем из Колледжа де Франс при поддержке семьи Шмунис из Сан-Франциско. Археологи начали свои исследования с изучения холма, используя также современные и исторические аэрофотоснимки.
«Еще до начала раскопок я понял, что холм – рукотворный», – сказал профессор Исраэль Финкельштейн, археолог из Тель-Авивского университета, член национальной академии наук. По его мнению, верхняя часть холма является насыпью, возвышающейся на четырех массивных опорных стенах – своего рода платформе, заполненной землей. Этот «холм», упоминаемый в Библии, служил правительственным центром Кирьят-Йеарим. Фрагменты стен были обнаружены во время раскопок.
Финкельштейн обнаружил, что стены построены с большой точностью. «Они образуют прямоугольник 110 на 150 метров, высота стен – шесть-семь метров. Платформа точно ориентирована по линиям север – юг и восток – запад с погрешностью не более одного градуса. Такое не может быть случайностью», – говорит он.
По тому, что древние строители вложили в создание гигантской платформы огромный труд, можно предположить, что это место служило важным культовым центром. Восемьсот лет спустя царь Ирод построил подобную, но несравненно большую платформу – Храмовую гору, одной из опорных стен которой была Западная стена.
Для определения возраста строения ученые использовали метод оптически стимулированной люминесценции, которая позволяет определить дату, когда частицы кварца в почве последний раз подвергались воздействию солнечного света. Результаты показали довольно широкий диапазон, от 1150 г. до н.э. до 770 г. до н.э. То есть, теоретически, царь Давид мог возвести этот холм.
Однако, археологические находки показывают, что холм во времена Давида был заброшен, и большая часть деятельности там происходила в первой половине восьмого века до н.э., в период, когда северным израильским царством правил царь Иеровоам. По словам Финкельштейна, скорее всего, он и приказал возвести холм.
Археолог полагает, что холм был и местом поклонения, но также служил административным центром, откуда производилось управление Иудеей и Иерусалимом. «Если мы перенесемся на 800 лет вперед, мы увидим, что центр, из которого римляне управляли Иерусалимом, располагался здесь же», – сказал он.
По его мнению, задача истории о Ковчеге Завета заключалась в религиозной легитимации Кирьят-Йеарим. Легенда возникла и была записана в северном израильском царстве, оттуда попала в Иерусалим, куда ее принесли беженцы, спасшиеся после падения северного царства, и далее – в Библию. В Библии можно обнаружить и многие другие «северные» легенды, такие как истории Яакова, история Исхода, история царя Шаула.
Финкельштейн считает, что история Ковчега отражает идеологию объединения двух еврейских царств, хотя ситуация была такова: Израиль контролировал Иудею, а не наоборот.
«Царство Израильское при Иеровоаме разработало систему ключевых святынь, которые были связаны с важными традициями царства. Вефильская святыня – с историями о Яакове, Самарийская святыня – с Исходом. Здесь, в Кирьят-Йеарим, находилась святыня Ковчега Завета. Этот холм – святыня и административный центр – располагался на границе между двумя царствами, что можно рассматривать, как «символический акт объединения», – заключил Финкельштейн.
Нир Хассон, «ХаАрец»,