На прошлой неделе Национальный совет, большая палата парламента Швейцарии, одобрил расширенную версию антирасистской статьи Уголовного кодекса, добавив в нее наказание за дискриминацию в связи с сексуальной ориентацией личности. Права интерсексуалов и транссексуалов эта статья, правда, дополнительно не защищает.
Теперь Швейцария, как и Франция, Австрия, Нидерланды и Дания, также будет реагировать с использованием уголовно-процессуальных норм на факты преступной дискриминации в связи с сексуальной ориентацией личности, а попросту гомофобии. В конце ноября Совет кантонов, а на прошлой неделе и Национальный совет одобрили соответствующую парламентскую инициативу депутата от партии Социал-демократов (SP) Матиаса Рейнарда (Mathias Reynard).
Эта инициатива требовала модернизации Ст. 261, п. 2 Уголовного кодекса Швейцарии, известной так же под названием «антирасистская норма», и включения в нее возможности уголовного наказания за гомофобную дискриминацию. Иными словами, с гомофобией теперь в Швейцарии будут бороться так же, как и с расизмом. Например, человек, который публично заявляет, что «всех гомосексуалов надо изолировать от общества в лагерях», может быть привлечён к уголовной ответственности. До сих пор это было невозможно.
Травмы, полученные в результате нападения на почве гомофобии, отныне будут фиксироваться в качестве основания для применения норм новой антигомофобной статьи УК. Эта мера стала конкретной реакцией на одно из самых давних требований ЛГБТ-организаций в адрес законодательной власти фиксировать статистику по случаям гомофобии. Любому лицу, нарушающему уголовное законодательство по антирасистской статье, может быть теперь назначено наказание в виде лишения свободы с содержанием под стражей на срок до трех лет.
Факт появления возможности официального реагирования на факты гомофобии обязывает теперь правоохранительные органы и власти в целом реагировать и соответствующим образом вмешиваться сразу после того, как им станет известно о случаях возбуждения ненависти и/или дискриминации по признаку сексуальной ориентации. Новая расширенная статья позволит наказывать как тех, кто осуществляет гомофобные атаки с применением физической силы, так и тех, кто делает гомофобные заявления.
Гендерная идентичность? «Слишком расплывчато»
Одновременно парламент отклонил требование добавить к упомянутой статье УК пункт о дискриминации по признаку «гендерной идентичности», что позволило бы наказывать и тех, кто дискриминирует транс- или интерсексуалов. Большинство депутатов парламента посчитали, что гендерная идентичность — понятие «слишком расплывчатое».
Некоторые депутаты задавались также логичным вопросом, а действительно ли так уж необходимо бесконечно расширять список прав, качеств и/или признаков, в отношении которых человек может быть ущемлён или дискриминирован. «Если вы согласитесь с этим, то это никогда не прекратится», — указал сенатор от Либеральной партии (FDP) Андреа Карони (Andrea Caroni). Он задал коллегам по Совету кантонов риторический вопрос: нужно ли тогда в статью вписать инвалидов, языковые регионы, национальности или политическую принадлежность?
Правозащитные организации ЛГБТ-направленности приветствовали расширение «антирасистской нормы», выразив сожаление в связи с решением «исключить интерсексуалов и транссексуалов, что только усилит их маргинализацию». «Статья 261, п.2 не будет полной, пока в ней не будет осуждаться дискриминация по признаку гендерной идентичности», — убеждён Алекс Рехер (Alecs Recher), юрист ассоциации Transgender Network Switzerland (TGNS).
«Стакан, полный наполовину»
Матиас Рейнард, автор упомянутой парламентской инициативы, сказал в интервью газете 24 Heures, что «идти дальше с нынешним парламентом — очень трудно». Но при этом он добавил, что, «по мнению некоторых юристов, указанную статью в новой редакции вполне можно будет использовать и для противодействия дискриминации людей-трансгендеров» и что «суды смогут, при желании, трактовать ее весьма широко».
Этот депутат от партии социал-демократов сравнивает ситуацию со «стаканом, который наполовину полон». На днях на франкоязычном общественном негосударственном телеканале RTS он заявил с удовлетворением, что «гомофобия теперь будет рассматриваться не как мнение, а как уголовное преступление, то есть гомофобия теперь приравнена к расизму».