Марлон Брандо: всей жизнью обязан евреям


Марлон Брандо: американец, воспитанный евреями

Американец Марлон Брандо – талантливый актер и обладатель двух «Оскаров». Мы помним его по киноролям в «Крестном отце», «Супермене» или «Последнем танго в Париже». Но мало кто знает, почему особым уважением к Брандо прониклись сионисты, и как трепетно артист относился к евреям…


Кому посчастливилось в 1947 году видеть Брандо на бродвейской сцене в Нью-Йорке, понимает, почему. В пьесе A Flag is Born драматурга Бена Гехта Брандо сыграл польского еврея Давида, выжившего в лагере смерти и стремящегося уехать в Палестину. В этой трагической роли артист был настолько убедителен, что зрительный зал рыдал, а все средства от спектакля (400 тысяч долларов!) было решено направить на нужды сионистского движения. Государства Израиль тогда еще не существовало, но американские союзники помогали сионистскому подполью в Палестине.

Брандо не был евреем, но формировался в еврейской среде. Не случайно одну из глав своих мемуаров «Песни, которым не научила меня мать», он посвятил евреям. Вот несколько цитат из этих воспоминаний актера.

«Я жил среди евреев»

«Нью-Йорк моей юности был убежищем для сотен удивительных евреев из Европы, сбежавших из Германии и других стран перед Второй мировой войной и во время нее. Эти люди невероятно обогатили интеллектуальную жизнь города – наверное, за сравнимый отрезок времени никогда и нигде не случалось ничего подобного. Эти евреи во многом воспитали меня. Я жил среди евреев. Они были моими учителями, они были моими работодателями, они были моими друзьями. Они ввели меня в мир книг и идей, о существовании которых я и не подозревал. Я проводил с ними ночи напролет – задавал вопросы, спорил, испытывал себя, понимал, как мало я знаю, насколько я косноязычен и насколько поверхностным было мое образование. Я даже не закончил колледжа, а многие из них получили ученые степени в лучших европейских университетах. Я чувствовал себя тупицей, мне было стыдно, но они поощряли мое стремление учиться всему подряд. Они пробудили во мне жажду информации. Эти еврейские интеллектуалы – сливки европейской науки, учиться у таких людей было настоящим чудом».


Ода евреям

«Одной из величайших загадок, всегда занимавших меня, было то, каким образом евреи, составляющие такое крохотное меньшинство среди населения земли, смогли достичь таких высот и отличиться в стольких различных областях: в науке, музыке, медицине, литературе, искусстве, бизнесе и так далее. Если перечислить самых влиятельных людей за два последних столетия, в первой тройке окажутся Эйнштейн, Фрейд и Маркс – все евреи. И я не устану петь им оду! Ведь в этом списке будет еще много евреев, хотя они составляют менее трех процентов населения США. И все они – потрясающие люди».

«Еврейская культура выжила»

Представьте себе преследования, которым они подвергались веками: погромы, сожжение храмов, набеги казаков, уничтожение целых семей, рассеяние народа и Холокост. После Диаспоры они не имели своих земель и святынь в большинстве стран мира; им запрещали участвовать в выборах и указывали, где они должны жить. Однако их культура выжила, и процент состоявшихся людей среди евреев выше, чем среди любого другого народа в мире. Какое-то время я думал, что в основе успешности евреев лежит поразительное богатство генов, образовавшееся на Ближнем Востоке за миллиарды лет эволюции. Позже я понял, что моя теория неверна, потому что после Диаспоры возникли две совершенно не похожие друг на друга группы евреев – ашкенази и сефарды. Испанские евреи не имели ничего общего с российскими, по сути дела, они даже не могли общаться между собой. Российские евреи были изолированы от немецких, которые считали себя обособленной и самой высшей группой, а евреи Восточной Европы совершенно не походили на евреев-сефардов. Кроме того, на протяжении многих веков заключалось такое количество смешанных браков, что объяснить это явление чисто генетическими факторами невозможно».


«Еврейство – это культурный феномен»

«Поговорив со многими евреями, почитав об истории и культуре еврейского народа, я, наконец, пришел к выводу, что еврейство – это скорее культурный, нежели генетический феномен. Это состояние ума. На идиш есть такое слово: seychel, дающее ключ к пониманию самых глубинных аспектов еврейской культуры. Оно означает «стремиться приобрести новые знания и оставить после себя мир лучше, чем он был при твоем появлении». Евреи придают огромное значение образованию и труду, и эти ценности передаются из поколения в поколение. Вероятно, фантастические успехи евреев можно объяснить именно этой культурной традицией наряду с иудаизмом, тем единственным, что осталось неизменным в годы рассеяния еврейского народа по всему свету. Традиции, передававшиеся через Тору и Талмуд, каким-то образом помогли евреям осуществить предначертанную им судьбу «избранного народа», о чем свидетельствуют поразительные успехи в столь многих областях. Но какими бы ни были причины этого успеха, я не мог считать себя образованным человеком, пока не столкнулся с ними. Они подарили мне понятие культуры, оставшееся со мной на всю жизнь».

источник