На помощь могут рассчитывать и те, и другие, сообщил на инвестфоруме в Сочи министр финансов Антон Силуанов.
СПГ-проекты в случае отказа от участия в них иностранных инвесторов из-за возможного ужесточения санкций могут быть профинансированы за счет государственной поддержки, подчеркнул он.
«Если вдруг санкционный пакет сработает и заработает, если такие решения будут приняты, и вдруг если иностранные инвесторы будут реагировать на эти санкции, я не исключаю, что наш государственный ресурс, в том числе средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), как это было в первый раз, вполне могут быть задействованы», — цитирует Силуанова ТАСС. «Если речь идёт о банках, то мы вместе с ЦБ создали необходимые буферы, возможности реагировать на такие ограничения. Здесь и ликвидность, и государственная поддержка таких банков, с тем чтобы ни в коем случае не пострадали вкладчики и осуществлялись расчеты», — добавил министр.
Новые банковские санкции жестче предыдущих: если закон, внесенный в августе, ограничивал удар одним из семи заранее определенных госбанков (Сбербанк, ВТБ, Промсвязьбанк, Газпромбанк, Россельхозбанк, ВЭБ и Банк Москвы), то теперь формулировка более размытая и под нее может попасть абсолютно любой российский банк, говорит заместитель директора группы банковских рейтингов АКРА Ирина Носова.
Если под блокировку активов и операций попадут крупные госбанки, это грозит коллапсом обращения иностранной валюты в РФ — в этом случае вливать доллары в банковскую систему придется, возможно, не только Минфину, но и ЦБ, отмечает аналитик Росбанка Евгений Кошелев.
Что касается санкций против СПГ, то они, согласно законопроекту, распространяются на зарубежные проекты, самый крупный из которых — у «Роснефти», отмечают аналитики ITI Сapital.
В 2017 году приобрела 30% в египетском месторождении Zohr (крупнейшее газовое месторождения на шельфе Средиземного моря) за 1,1 млрд долларов. При этом компании предстоят инвестиции в 4,5 млрд долларов.
По данным Минфина, на 1 февраля в ФНБ находилось 3,903 триллиона рублей, или 59 млрд долларов.
Впрочем, ликвидные активы фонда значительно меньше — на валютных в ЦБ находится 15,4 млрд долларов, 13,5 млрд евро и 2,6 млрд фунтов стерлингов.
Практически половина средств ФНБ уже потрачена. 581 млрд рублей вложены в оказавшийся на грани дефолта в 2014 года Внешэкономбанк в виде депозитов по льготной ставке.
3 млрд долларов потрачено на покупку еврооблигаций Украины в попытке спасти власть Виктора Януковича.
163,3 млрд рублей и 4,1 млрд долларов инвестировано в «самоокупаемые инфраструктурные проекты».
Еще 417 млрд рублей влито в банковскую систему через покупку привилегированных акций и размещение денег на депозитах в ВТБ и Сбербанке.
В середине года в ФНБ поступит около 60 млрд долларов, купленных Минфином в прошлом году на доходы бюджета от цен на нефть выше 40 долларов за баррель.