Лингвисты выяснили, что язык жестов, гримас и звуков, которыми обмениваются играющие шимпанзе, подчиняется тем же базовым принципам, которыми математики описывают естественные языки человека.
В рамках исследования, которое провели ученые британского Университета в Рохэмптоне, анализировались сотни видеозаписей шимпанзе, сделанных в заповеднике Будонго в Уганде.
Антропологам удалось выделить и оценить параметры 58 типов жестов, которым обменивались приматы.
Ученые искали в них признаки двух законов, которые описывают все формы человеческого общения — закона Ципфа об эмпирической закономерности распределения слов в языке, и закона Мензерата о крупных лингвистических конструкциях.
Уже известны исследования языка звуков шимпанзе, которые свидетельствуют, что эти законы справедливы и для него. Но ученые обнаружили, что язык жестов и гримас играет не менее важную роль в жизни приматов.
Закон Ципфа гласит: если все слова языка упорядочить по убыванию частоты их использования, то частота n-го слова в таком списке окажется приблизительно обратно пропорциональной его порядковому номеру n (так называемому рангу этого слова). Например, второе по используемости слово встречается примерно в два раза реже, чем первое, третье — в три раза реже, чем первое, и так далее.
Ученые обнаружили, что среди 2137 жестов не наблюдалось четкого соотношения между длительностью выбранного жеста и частотой его употребления.
И только когда эти жесты были классифицированы по группам, а их длительность усреднена, появились четкие признаки наличия закономерностей. Каждый тип жестов имел свою частотность — и оказалось, что чем больше шимпанзе пользовались этим типом жестикуляции, тем короче длились жесты.
Так и с законом Мензерата: оказалось, что при рассмотрении больших семантических групп жестов крупные структуры были построены из более простых и коротких элементов.
Эти результаты свидетельствуют, что законы эволюции, лежащие в основе развития языковой деятельности приматов, едины для всех представителей этого рода.