Бритва Хэнлона учит нас не искать заговор там, где всё можно объяснить глупостью. Но версия от Светланы Самборской пугающе логична.
Итак, к чему же Арсен Борисович привязал Зеленского к парламентаризму? Само интервью Авакова в пожарном порядке вышло после того, как грохнули пирамиду Тимошенко, после того, как полиция попыталась «дать ответку» в Сумах, и после того, как на прессконфе Тимошенко дала понять, что у нее сговор с Аваковым.
Почему пожар начал тушить Аваков? По двум причинам: надо было отвлекать внимание от пирамиды и надо было опровергать намеки Тимошенко. Впрочем, думаю, последнее не только рациональная необходимость, но и личное. Все же Аваков не такой дурак, чтоб вступать в сговор с Тимошенко.
Которая, во-первых, кинет. Во-вторых, даже в случае успеха на парламентских у нее, возможно, и не будет в квоте должности министра ВД – это же результат коалиционной договоренности, которая сложится примерно к декабрю. В-третьих, а зачем Тимошенко Аваков на такой важной должности – у нее и свои для этого есть, да и Аваков – подарок такой себе.
Слишком глупо для Авакова договариваться с Тимошенко. Но совсем другое дело – Коломойский. А возможно, что не персонально Коломойский, а Коломойский, как лицо, представляющее круг заинтересованных лиц. Вот это больше похоже на правду.
Ведь мы на протяжении 5 лет наблюдали, как ослабляются олигархи. Как теряют они – где доступ к бюджету, где бизнес, где влияние. Я как-то писала, что Порошенко слишком гонит. Что было бы надежнее отрывать олигархов от кормушек по очереди, а не всех сразу. Но, по всей видимости, жизнь диктовала свою скорость.
Понятно, что любому на месте что Коломойского, что Фирташа, что Ахметова происходящее вряд ли понравилось бы, и что они автоматически стали союзникам в борьбе против Порошенко. Отсюда и дружная навала всех олигархических ресурсов на последнего.
Но просто убрать Порошенко – мало. Придет другой, тоже будет зажимать. Надо убрать сам корень зла – саму должность Президента. Или хотя бы сделать ее картонной – без каких-либо реальных полномочий. И тогда Украина упадет спелым яблоком в руки очень ограниченной группы людей – в руки владельцев политических проектов, коими являются у нас политические партии.
Но как этого добиться? И вот на этот вопрос вчера пролился свет. Зекоманда спалилась с опросом «Вам же правда нравится перспектива, где Вова – президент, Юля – премьер?» И спалилась не тем, что даже аудитория Зеленского офигела от такого поворота, а тем, что засветила стратегию достижения своих целей их Заказчиком.
Именно в этой цели — превратить Украину в Закрытое акционерное общество, акционерами которого станут владельцы крупных партий (читай «политпроектов») — именно этой цели и служит проект «президент-буратинка». И именно эту цель озвучил – намеренно или невзначай – Аваков. И способ достижения именно этой цели показала – намеренно или невзначай – обслуга Зеленского.
И, наконец, именно здесь секрет рейтингов Буратинки, именно здесь секрет того, что к ему потянулись лещенки, шабунинки и прочие специальные люди. Это ставленник не Коломойского, это ставленник всего олигархата. Чтобы убрать саму возможность существования сильного неподконтрольного президента. Чтобы их доминированию ничего не угрожало. Для этого нужно Буратину в президенты, прикрываясь этой декорацией – лису Алису к рулю, потом – Буратину на помойку. Помойку под именем «Парламентаризм». Красивое слово, но означает оно для нас некрасивые перспективы. И вот почему.
Парламентская модель может нормально работать, если в стране уже есть сформировавшиеся политические партии, представляющие свои сегменты избирателей, вернее, их интересы. Это ключевой момент, потому что только в этом случае парламент будет являть собой экстракт интересов общества, из этих сегментов состоящего. Чем, собственно, и должен являться парламент – собранием представителей избирателей. Само слово «депутат» означает «отправленный представлять интересы». Поэтому для существования парламентской республики ключевое условие – существование политических партий.
Реальных политических партии, а не политпроектов, созданных партийным лидером под себя и для себя, и неподотчетных избирателям. Понятно, что современные западные партии когда-то тоже создавались как проекты «под себя». Но со временем выжившие проекты стали политическими партиями, представляющими определенные категории избирателей, выбирающих исходя из своих интересов ту партию, чьи положения в наибольшей степени им подходят. Это хорошо видно. Например, с год назад ряд республиканцев отказался поддержать продавливаемую Трампом отмену Obamacare именно потому, что это не устраивало их избирателей.
Или почему так много и долго выли избиратели Самопомощи, включая меня? Потому что Самопомощь была очень технично спроектирована, как партия европейская, реформаторская, демократичная, ориентированная на интересы среднего класса. И выглядело это очень достоверно. Многие купились. Что оказалось на практике? Диктатура, вышвыривающая из фракции всех, кто пытался отстоять декларируемые ценности; экстремизм; самодовольная глупость; чудовищная наглость, отвечающая «А ви до сповіді ходили?» на возмущенные вопросы. Не говоря уже о редутах имени Курченко.
Это один очень важный аспект, есть и второй, не менее важный.
Сейчас у нас президентская вертикаль де-факто – самый эффективный институт, вернее сказать – наименее неэффективный. У нас огромная проблема – слабость государства в силу слабости институтов. А теперь представьте, что президент и АП стали картонными. В армии реформы слабо идут? Представьте, что нет президента (есть декоративный). Что было бы с армией? Помните, как-то Самопомощь закидывала, что армией должен управлять парламент? Вот представьте, где бы проходила линия разграничения между ВСУ и рашистско-оккупационными войсками, если бы армией управляла Рада. «Сироїд керує ВСУ з кресла вице-спікера» – вот это было бы реалиями нашей парламентской республики. Впрочем, это не было бы проблемой, потому что в этом случае линия разграничения проходила бы по Карпатам.
По Карпатам — если повезло бы! Потому что в первом и втором Минске Украину представлял бы картонный президент. Что бы он наподписывал, не имея возможности просто отвечать за свои слова? Это опять-таки, если не касаться картонного президента Зеленского, которых хоть с полномочиями, хоть без просто обмочился бы при виде Путина, да и всё.
Или другое: как Рада вводит военное положение – мы все недавно видели, а представьте теперь то же самое, но без Президента. Представьте, как бы мы воевали все эти годы без главнокомандующего. Так что, граница по Карпатам – это не пугало, а оптимистический сценарий. Такие дела.
Парламентская республика для страны, где нет никаких политических партий, кроме олигархических и около-олигархических проектов; где представительской демократии нет вообще, поскольку парламентские фракции не представляют интересы своих избирателей, это самоубийство для страны. Это способ превратить страну в ЗАО «Украина» – в Закрытое акционерное общество. Где баланс интересов участников будет в виде «Я пилю энергетику, а ты – МВД». У нас ведь почти случился уже прецедент. Ширка-2009. Помните? Распределение вкусных посад между Тимошенко и Януковичем на основании поголовья населения. Вот оно, ЗАО «Украина», как оно есть.
Целый пакет документов, оформляющих такое ЗАО, был слит через Лещенко. Почитайте.
Представьте себе то же самое, но не для двух участников, а для шести-семи: Коломойский, Ахметов, Пинчук, Тимошенко и еще две-три собирательных фигуры интересантов – условный Путин и пару условных Живаго, представляющих свои кусты мини-олигархов. И вот под эти шесть-семь групп расписанное разделение регионов, активов, должностей – другими словами, присосок доильного аппарата, подключенного к Украине.
Вот это идеал, на достижение которого работают сейчас олигархические машины в синхроне с кремлевской машиной.
А подаваться это все будет под красивой вывеской «Парламентская республика». Которую давно толкают, но пока не заходит. Что нужно, чтоб зашла? Нужно, чтоб общество захотело избавиться от Президента. Вы подумали о Порошенко? Нет, многие от него хотят избавиться, но не все. А надо, чтобы все. Как это сделать? А вот для этого Зеленский и нужен.
Представьте, что вся та машина, что поливает дерьмом Порошенко, развернулась в сторону Зеленского. Представьте! Зеленский же – не Порошенко. Он не имеет квалификации. Он факапит, просто открывая рот. Ведь на его фоне Янукович – интеллектуал и супер-квалифицированный управленец. Представьте, что с Зеленским сделает машина пропаганды. Когда каждая его тупость будет повторяться по 1000 раз жабами, теленовостями, роликами, постами, твитами. Когда каждая ошибка будет раздуваться до планетарной катастрофы. Что будет?
А будет то, что его побегут сносить все. И те, кто за него голосовал, и те, кто его высмеивает уже сейчас. Мы побежим. Плечом к плечу со зрадофилами. Радуясь единению. И так же радостно примем идею парламентской республики под соусом «Никогда больше – ни януковичей, ни зеленских!»
Вот для этого и нужен Вова. Вот для этого его сейчас надувают через соломинку все олигархические ресурсы. Вот поэтому они же и начнут его топить. Чтобы мы сами захотели парламентской республики. «Ну не умеем мы выбирать себе Президента, все дурачков каких-то находим, ну его, пусть лучше и не будет никакого Президента, меньше позора». А что Парламент мы выбираем гораздо хуже, чем Президента, так об этот никто не скажет.
Парламентская республика – это способ организации зрелой политической системы в демократическом обществе. Ключевое слово – зрелой. Наша не то, что не зрелая – наша даже не начала созревать. Нет критической массы политиков, которые попав в Раду ощутили бы возросшую ответственность. Нет. Все ощущают корону на голове, а не ответственность.
Политическая система вызревает вместе с обществом, потому что плоть от плоти его. И только когда общество накопит критическую массу зрелых граждан, тогда наступит время парламентской республики. Или не наступит – потому что зрелому обществу, например, США или Франции и с президентской республикой хорошо. Потому что зрелая, а не потому что президентская или парламентская.
А наша задача – дожить до этой зрелости. Дожить, не упав ни в Совок-2.0 имени Путина, ни в «ЗАО Украина» имени олигархического консенсуса. Потому что ни там, ни там вызревания не происходит. Ничего не происходит, кроме забвения и деградации. И существования в интересах паразитов – хоть кремлевских, хоть женевско-австрийских.
Светлана Самборска