В ходе встречи, в которой примут участие как крупнейшие американские банки — от JP Morgan и Сitigoup до Goldman Sachs и Merrill Lynch, — так и дочки иностранных кредитных организаций, включая Barclays, Deutsche Bank и Credit Suisse, будет обсуждаться вопрос о будущем возвращении ФРС к увеличению своего баланса, следует из материалов, опубликованных Минфином.
Участникам рынка предлагается дать прогноз с точностью до месяца и года, когда Федрезерв снова начнет выкупать с рынка казначейские облигации США и каким будет состав его баланса в долгосрочной перспективе.
С 2008 года ФРС провела три раунда QE, скупая государственный долг и ипотечные облигации. За это время в систему было закачано 3,5 трлн долларов в виде чистой денежной эмиссии, а баланс Федрезева раздулся в 5,5 раз и на пике достигал 4,5 трлн долларов.
Избыточная денежная масса хлынула на рынки, вызвав их бурный рост: фондовые индексы в США и Европе взлетели в 3-4 раза; до исторических максимумов подскочили цены на гособлигации; рекордный приток капитала разогрел развивающиеся страны.
В 2014 году американский центробанк перешел к ужесточению политики, начав с повышения процентной ставки и продолжив программой сокращения баланса: с конца 2017 года ФРС начала гасить купленные ценные бумаги, изымая долларовую ликвидность из финансовой системы.
Процесс продолжался по нарастающей до марта 2019 года, когда Федрезерв, впечатлившись обвалом на фондовом рынке США и ссылаясь на риски для мировой экономики, объявил о планах полностью отказаться от этой практики с сентября.
На 11 апреля баланс ФРС составлял 3,896 трлн долларов. За время QT («количественного ужесточения») он сократился на 486 млрд долларов, а дефицит долларовой ликвидности породил волну оттока капитала с развивающихся рынков и вызвал рекордный с 2009 года обвал фондовых индексов в США.
Хотим мы того или нет, но современная финансовая система просто не может функционировать без денежных вливаний центробанков — от размера их баланса зависит функционирование рынка репо и то, насколько деньги доступны для инвестирования в финансовые активы, отмечает управляющий директор CrossBorder Capital Майкл Хауэлл.
QE4 — лишь вопрос времени, считает он, добавляя, что этот процесс начнется значительно скорее, чем многие думают.
О том, что переход в режим «печатного станка» возможен ФРС предупредила рынки еще в январе. В отдельном релизе по итогам заседания Комитета по открытым рынкам регулятор заявил, что «готов использовать весь арсенал инструментов, включая изменение размера и состава баланса, если развитие экономической ситуации потребует более мягкой монетарной политики, чем просто снижение ставки федеральных фондов».
Leave a Reply