На территории Антарктиды существует 10 заброшенных баз, существование которых доказано. На этих базах присутствует частично законсервированное оборудования и различная техника, включая небольшие самолеты и даже вертолеты. Там можно найти запасы топлива и возможно — стрелковое оружие. Об этом — подробнее в нашем материале.
Неприветливый ландшафт, непредсказуемые плавучие льдины, экстремальные минусовые температуры и холодные ветры делают вызов любому, особенно учёным и исследователям, пытающимся заниматься здесь какой-либо деятельностью. Сегодня эта замороженная земля усеяна развалинами хижин, домов и экспериментальных станций, построенных некоторыми самыми одержимыми учёными в мире. Вот список 10 заброшенных научно-исследовательских станций и более не существующих научных поселений Антарктиды.
10. Станция А. Б. Добровольского, 1959 (Польша)
Первоначально польская экспериментальная станция была советской базой под названием Оазис Бенгера. Она была переименована, когда Польша взяла под свой контроль местоположение базы — уникальный арктический оазис. Это — одно из немногих мест, где температура поднимается выше 0 градусов, и хотя между ночными и дневными температурами огромная разница, там даже можно увидеть непокрытую льдом и снегом землю.
Из-за уникального местоположения и климата, станция давно представляла интерес. Исследователи, работающие там, фиксировали магнитные и гравитационные измерения, картировали астрономические данные, контролировали радиацию и делали записи климата этого относительно тёплого пятна на континенте.
Станция оставалась готовой к эксплуатации и имела значимость в течение 1970-х, когда исследователи, работающие там, изучали движения ледников и собирали информацию об уникальном ландшафте. Здесь была проделана огромная работа по измерению радиации, изучению состава воздуха, температурных колебаний и атмосферного давления. Начиная с 2010 станцию всё ещё иногда посещают, но она остаётся необитаемой большую часть года.
9. Хижины Моусона, 1911 – 1914 (Австралия)
В то время, когда большинство исследователей отправлялись в Антарктику, чтобы стать первыми в чём-то, у сэра Дугласа Моусона на повестке дня стоял совсем другой вопрос. Семья Моусона переехала из Англии в Австралию, когда Дугласу было всего 2 года; в 16 он поступил в Сиднейский университет, доучился до докторской степени, а затем участвовал в Антарктической экспедиции Эрнеста Шеклтона с 1907 по 1909 года.
Он вернулся вернулся в Антартику несколько лет спустя, и его экспедиция картировала береговую линию континента, исследовав почти 6500 километров территории, зафиксировав огромное количество метеорологических данных, новых земель и морских животных, а также упорядочила геомагнитные записи за 18 месяцев.
Хижины Моусона, длительное время используемые исследователями, представляют собой пять небольших зданий на пути следования учёных и все они находятся на Мысе Денисон. Станция недолго использовалась другой британской экспедицией в 1931, и сегодня большинство зданий сохранили свой внешний вид после первоначальной поездки Моусона. В то время, как некоторые другие места в Антарктике были очищены и реорганизованы в попытках сохранить природу, большую часть хижин Моусона оставили в том же состоянии, в котором они были во времена их использования.
Там также находятся остатки деревянного креста, установленного в память о двух погибших участниках экспедиции. Мерц умер от физического истощения после пересечения Антарктических дебрей и сбора данных, болезни, усиленной голодом, и токсичности съеденной собаки. Ниннис упал в расщелину в леднике, оставив Моусона одного во льдах, вынужденного из последних сил идти обратно в течение долгих 30 дней.
8. Ленинградская станция, 1971-1991 (СССР)
Российская экспериментальная станция Ленинградская была открыта в феврале 1971 на берегу Отса намного выше уровня моря. Такое местоположение является ценным для тех, кто изучает скалистую землю Антарктики, поскольку приблизительно одна треть области, на которой находится станция, лишена ледяного покрытия и снега. Большая высота также означает штормовые ветра, и объединение особенностей почвы и моря создаёт частую циклоническую деятельность. Не удивительно, что одной из главных целей станции был контроль метеорологической деятельности.
Ветры на станции дуют без остановки и меняют направление в зависимости от сезона. Самые серьёзные ветры были зафиксированы здесь в июле 1989, когда метеорологическое оборудование на станции Ленинградская зафиксировало порывы ветра в 78.3 м/с. Станция является также местом необычно раннего ежегодного формирования льда, в значительной степени потому, что температура не повышается летом так, как в других районах, и, как и на остальной части континента, тёплое лето — довольно относительное понятие с ежемесячными средними температурами ниже точки замерзания.
В 1991 станция была закрыта, и за два десятилетия эксплуатации ни разу не было зафиксировано таяния льда в районе с почти постоянным дрейфом крупных плавучих льдин. Лёд достигает своей максимальной толщины в июле, и исследователи выяснили, что большая часть льда была результатом многолетних формирований.
7. База W, 1956-1959 (Англия)
База W — британская станция, которая была установлена в 1956 и заброшена в 1959. Основная её цель состояла в том, чтобы собрать метеорологические данные, провести топографические обзоры и выполнить геологические измерения. В дополнение к тому, чтобы быть домом для многих учёных в течение времени её активной эксплуатации, она также послужила местом остановки принца Филипа во время его тура 1957 года по британским базам на Антарктиде.
После того, как База W была установлена, было обнаружено, что лёд вокруг неё невероятно нестабилен. Надёжного способа доставки груза не было и зимой 1958 года слой льда увеличился настолько, что заблокировал снабженческое судно. Ледоколы не могли пройти к станции, и провиант приходилось доставлять на собачьих упряжках преодолевая более 15 километров.
Официально закрытая в 1959, станция теперь превратилась в исторический музей, поддерживаемый United Kingdom Antarctic Heritage Trust. Здания открыты для посетителей, но ученые просят ничего не брать. Станция довольно маленькая и оборудована прихожей, радиорубкой, комнатой с койками, кухней и гостиной.
6. Полюс недоступности, 1958 (СССР)
В 1958 году группа русских исследователей и учёных добралась до полюса недоступности, самой отдалённой от океана точки на континенте. Это также самое холодное место на Земле со среднегодовой температурой -58.2 C. Хотя исследователи установили небольшую хижину и принесли с собой запасы продовольствия и топлива на 6 месяцев, отдалённую станцию занимали только с 14 по 26 декабря 1958 года. Во время своего кратковременного пребывания учёные зафиксировали сейсмические колебания, измерили силы тяжести и собрали метеорологические данные. Часть первоначальной команды забрали самолётом 18 декабря, и в конце пребывания станция была сочтена слишком отдалённой, чтобы иметь практическое, долгосрочное применение.
Хижину невозможно не узнать. Российская команда оставила на станции бюст Ленина, наблюдающий за пустынной Антарктической равниной, первоначально пристально смотревший в сторону Москвы.
За эти годы в хижине побывало большое количество других любителей науки. Русские снова посетили станцию в 1964, и американцы использовали её позже в том же году. Когда они прибыли, они нашли записку от своих российских предшественников, с информацией о том, какое продовольствие было оставлено для их использования – американцы пришли всего несколько месяцев спустя, но русские знали, что они появятся.
Команды исследователей продолжали довольно часто посещать хижину, но теперь она не только перемещена от фактического полюса недоступности, но и похоронена под снегом и льдом.
5. Дом Омонда, 1902-1904 (Шотландия)
Дом Омонда определённо является причудой по сравнению с другими местами для научных исследований.
Это был дом для участников шотландских национальных Антарктических экспедиций 1902-1904, и он действительно похож на что-то, что Вы могли бы увидеть в зелёной шотландской сельской местности, а не в замороженной Антарктике. Установленное в апреле 1903, каменное здание было сделано из тонн местного камня, добытого на соседнем леднике и транспортированного к месту на санях.
Оно было построено, главным образом, как станция поддержки соседней метеостанции. Шотландская экспедиция, для которой оно было фактически построено, была детищем Уильяма Спирса Брюса. Неспособный получить финансовую поддержку британского правительства, он финансировал поездку с помощью частных пожертвований и добился огромных достижений в исследовании океанографии и метеорологии Антарктики. Экспедиция задокументировала не только время, проведённое там, но поездку на Южный полюс. Среди исследователей в поездке были геолог, метеоролог, мастер по чучелам и ботаник.
В дополнение к их научному исследованию экспедиция также записала фильм и сделала большое количество фотографий и звуковых записей. Дом Омонда был назван в честь шотландского метеоролога Роберта Омонда.
4. Хижина Норденскджелда, Snow Hill Island, 1903-1904 (Швеция)
Snow Hill Island был основой первой шведской экспедиции в Антарктиду. Из-за неблагоприятной, беспощадной и в основном неизвестной среды, часть команды отправилась туда с научными целями, а часть в качестве экспедиции. Несмотря на довольно явные конфликты в интересах, экспедиция вернулась не с пустыми руками, а точнее с информацией о геологии и климате области, наряду с океанографическими измерениями и исследованиями в зоологии и ботанике.
Хижина Норденскджелда, по сути, довольно крошечное строение площадью 48 кв. метров (6×8 метров) с тремя спальнями, кухней и рабочей комнатой. Одна из сторон хижины поддерживается двумя деревянными досками, которые находятся там с тех пор, как здание было построено.
Это одно из самых старых оставшихся в Антарктике зданий, и оно являлось домом для шести участников двухлетней экспедиции. Расположенная на северо-восточном побережье Snow Hill Island, хижина теперь является плодовитыми нерестилищами для крачек и чаек. В ней всё ещё находятся некоторые оригинальные экспонаты, оставленные первой экспедицией, хотя были и акты вандализма. Теперь хижина и остров открыты для посетителей, но в ограниченном количестве, а само место занесено в Antarctic Treaty’s Historical Site and Monument register.
3. Станция Алмирэйнта Брауна (Аргентина)
Первоначально построенный аргентинским правительством в качестве станции для научных исследований, станция Алмирэйнта Брауна находится посреди очень красивого и жутко холодного Райского залива.
Несмотря на внешний вид, сама станция оставляла желать лучшего. В 1984 член научной группы, которая была там размещена, поджёг здания, когда одно из снабженчески судов собиралось оставить их на всю зиму. Не горящий желанием встретиться с Антарктической зимой, он запалил станцию, таким образом, у судна не было выбора, кроме как забрать их домой. Аргентина восстановила станцию только для летнего использования, на зиму оставив её пингвинам.
Теперь станция является домом колонии Папуанских пингвинов. Она расположена рядом с заливом, полным плавучих льдин, которые являются домом для тюленей, морских птиц и китов. Живописное место является одним из самых посещаемых туристами мест в Антарктике.
2. База Y, 1955-1969 (Великобритания)
В то время как многие экспериментальные установки, которым несколько десятилетий, изнашиваются не только от времени, но и от холодных, зверских условий Антарктики, Британская исследовательская база считается довольно странной.
Официально названная База Y, она была первоначально установлена как экспериментальная станция для учёных, интересующихся геологией, метеорологией и топографией. Поскольку отображение поверхности континента было намного сложнее в 1950, чем сегодня, база служила опорочным пунктом для команд исследователей, которые иногда проводили месяцы, путешествуя через ледяной континент.
В отличие от многих исследовательских хижин, которые использовались в 1970-е и даже 1990-е, База Y остаётся в основном неизменной со времён начала использования в 1950-х. В дополнение к главному зданию есть также будки для собак, гараж для саней, комнаты с койками и мед пункты. Научные исследователи использовали оборудование несколько десятилетий, и большинство вещей от кухонной посуды до мебели всё ещё находятся там. На соседнем острове Блэйклок также есть спутниковая хижина; она — официальная часть Базы Y и тоже в отличном состоянии.
Официально признанная историческим местом, база находится в таком хорошем состоянии, что иногда все ещё используется исследователями, проводящими научные экспедиции.
1. Остров Стонингтона, База E и Восточная База (Великобритания и США)
У британской экспериментальной станции, установленной на Острове Стонингтона и названной просто База E, было несколько различных периодов использования. В 1946 она была занята организацией Falkland Islands Dependencies Survey, но закрылась в 1950 из-за трудностей в получении новых поставок через загруженные льдом моря. Она вновь открылось в 1960 и использовалось до своего окончательного закрытия в 1975.
В более ранний период станции, исследователи на Базе E работали вместе с американскими исследователями на соседней американской Восточной Базе. Обе страны получали информацию от аэрофотосъемки; База E обеспечивала наземное управление и поддержку американских самолётов в воздухе, и всю информацию, которая была собрана, получали обе экспедиции.
Повторно базу заселили в 1960, и именно тогда были добавлены несколько зданий, включая новую главную хижину. Оригинальное главное здание (которое было построено из материалов, оставшихся от станций на Острове Китобоев), сгорело дотла в 1974, но теперь прилагаются все усилия по сохранению внешнего вида других зданий.