Как подписывали Декларацию Независимости Израиля

В пятницу, 14 мая 1948 года в Тель-Авиве, в 16:00, в здании городского музея, располагавшегося в доме первого мэра города Меира Дизенгофа на бульваре Ротшильда, председатель Народного совета Давид Бен-Гурион провозгласил создание еврейского государства, зачитав Декларацию независимости Израиля.

Народный совет, состоявший из 37 человек, объявил себя Временным государственным советом, фактически высшим законодательным органом страны, назначил Народное правление Временным правительством и подписал Декларацию независимости, ставшую основополагающим правовым документом для образования государства.

церемония подписания
Еврейская дата заседания, 5 ияра, была впоследствии объявлена национальным праздником — Днём Независимости. Ниже приводится подборка из 18 любопытных фактов, связанных с этим знаменательным событием в истории еврейского народа.

1. Торжественная церемония провозглашения государства состоялась за 8 часов до официального окончания британского мандата, чтобы не нарушать святость субботы.

2. Место для её проведения было выбрано так, чтобы избежать религиозной или политической подоплеки. А также с соблюдением секретности и предпочтением не самого заметного здания из опасений возможных провокаций или бомбёжки вражеских арабских армий.

3. Название для еврейского государства — «Израиль» было предложено Бен-Гурионом, который в итоге настоял на выборе именно его из всех других вариантов («Иудея», «Сион», «Эрец ха-иврим» и т.д).

4. Первой страной, признавшей Израиль «де-факто» уже через 11 минут после прочтения Декларации Бен-Гурионом, были США.

5. Первой страной, признавшей Израиль «де-юре» 3 дня спустя, был СССР.

6. Уже наутро армии пяти арабских стран: Египта, Сирии, Трансиордании, Ливана и Ирака вторглись на территорию государства Израиль. Война закончилась в первой половине 1949 года изгнанием вражеских армий, освобождением дополнительных областей и подписанием соглашений о прекращении огня со всеми интервентами, кроме Ирака.

 


Моше Шарет подписывает Декларацию независимости
7. Из 37 человек, состоявших в Народном совете, лишь 25 подписали Декларацию независимости на том заседании. Ещё 12 человек находились в это время в осаждённом Иерусалиме и смогли поставить свою подпись лишь несколько недель спустя.

8. Среди участников Народного совета было лишь 2 женщины: родившаяся в Киеве Голда Меир, впоследствии четвёртый премьер-министр Израиля, и активистка женского сионистского движения «Вицо», уроженка Одессы Рахель Коэн-Каган.

Рахель Коэн-Каган
9. Лишь один член Народного совета являлся уроженцем Эрец-Исраэль. Бехор Шалом Шитрит родился в Тверии, в семье прибывшей в страну из Марокко.

10. Также лишь один участник подписания Декларации был репатриантом из арабской страны. Саадия Кубаши родился в Йемене.

11. 26 из 37 (70%) подписавших Декларацию независимости были уроженцами Российской Империи. Ещё пятеро родились в Австро-Венгрии, трое в Германии и один в Дании. В соответствии с сегодняшними европейскими границами расклад происхождения участников церемонии выглядит следующим образом:

Белоруссия – 9; Украина — 9; Польша — 8; Молдавия — 3; Германия — 2; Литва — 2 ; Венгрия — 1; Дания – 1; Йемен -1; Израиль – 1.

12. Самым молодым из подписавших был коммунист Меир Вильнер (в последствии глава израильской коммунистической партии), которому на тот момент исполнилось 30 лет.

13. Самым пожилым — один из основателей Тель-Авива 82-летний Элиягу Берлин. Он подписал Декларацию лишь спустя несколько недель, поскольку в тот день находился в осажденном Иерусалиме.

14. Церемония провозглашения государства записывалась на плёнку и передавалась в прямом эфире радиостанцией «Голос Израиля», для которой эта передача стала первой официальной трансляцией.

народ слушает трансляцию с церемонии, бульвар Ротшильд, Тель-Авив
15. Окончательный текст Декларации был согласован лишь за час до начала церемонии. История о том, как его успели вовремя доставить к началу заседания, превратилась в своего рода городскую легенду, детали которой существенно меняются от версии к версии.

Так, согласно одному из наиболее нейтральных описаний, доставить Декларацию должен был секретарь Народного совета Зеэв Шерф вместе со своей секретаршей Дорит Розен. Они не сумели поймать такси и обратились к постовому, чтобы тот остановил для них первую же попавшуюся машину.

— Ты удостоился великой чести, — сказал Шерф удивлённому и явно испуганному водителю, — ведь в моих руках Декларация независимости государства Израиль!

Отъехав от полицейского, водитель признался, что испуган он был потому, что вёл машину не имея водительских прав…

Зеэв Шерф
По другой, более пафосной версии этой же истории, рассказанной позже заместителем председателя Народного совета Нахумом Ниром, они с Зеэвом Шерфом, державшем в руках Декларацию, воспользовались такси, чтобы успеть к началу. «Водитель, узнав, о чём идёт речь, гнал как угорелый. Внезапно нас остановил полицейский и стал неторопливо и пунктуально выписывать штраф. Мы были вынуждены объяснить ему, что он задерживает становление государства и может навредить судьбе всей нации…»

Наконец, в совсем уже анекдотическом описании той же ситуации Зеэв Шерф добирался до собрания с Полой Бен-Гурион (женой будущего главы правительства). Они остановили машину, которую вёл парнишка лет 15. Тот, тайком позаимствовав отцовский автомобиль, торопился к товарищу, у которого было радио, чтобы услышать церемонию в прямом эфире.

— Скажу вам пару вещей, — произнёс парень в ответ на просьбу Шерфа подвезти их, — Во-первых, я спешу к другу, во-вторых, у меня нет прав…

— Я тоже скажу тебе пару вещей, — не растерялся Шерф, — во-первых, считай, что права у тебя уже в кармане, во-вторых ты поедешь с нами и увидишь церемонию своими глазами…

16. Стоит заметить, что текст Декларации, привезённый вовремя Шерфом и торжественно зачитанный Бен-Гурионом, был отпечатан на пишущей машинке, на листах обычной бумаги. Лишь позже он был искусно перенесён на пергамент графиком Отто Валишем.

17. В свою очередь, члены Народного совета подписали пустой пергамент, который затем был присоединён к тексту Декларации.

18. В хлопотах первых лет становления и военной суете страна не сумела сохранить артефакты, связанные со своим возникновением. Первоначальные магнитофонные ленты, на которые была записана церемония, истлели и стали непригодны для восстановления. Позолоченное перо, купленное накануне в тель-авивском канцелярском магазине секретаршей Народного совета и использованное для подписания Декларации, утеряно. Как и листочки с машинописным текстом, с которых Бен Гурион зачитал Декларацию.

 

Источник: 9tv.co.il