Каннский фестиваль начался с конца — конца света в зомби-комедии Джима Джармуша «Мертвые живые мертвецы» с целой плеядой знаменитых актеров. В фильме немало политических отсылок, в частности, к тому, как нынешнее американское руководство пренебрегает проблемами экологии, но сама картина не политическая, потому что, как объяснил в Каннах американский режиссер, политика ничего не меняет, изменить вещи к лучшему могут только наши осознанные действия.
«Мертвые живые мертвецы» это четырнадцатый фильм Джима Джармуша, американского режиссера, который в свои 66 лет в восьмой раз участвует в главном каннском конкурсе. В этом фильме даже на маленьких ролях снялись знаменитости: певцы Том Уэйтс и Игги Поп, актрисы Хлоя Севиньи, Тильда Суинтон и Селена Гомес, американские актеры Дэни Главер и Стив Бушеми, и герои фильмов Джармуша последних лет — Билл Мюррей и Адам Драйвер.
В фильме также снялся певец кантри Стерджил Симпсон, название песни которого, The Dead don’t die, вынесено в название фильма.
Действие фильма происходит в маленьком тихом американском городке. Герои Мюррея и Драйвера —местные полицейские. В городе царит покой, но внезапно начинаются какие-то странные изменения. Из города бегут все кошки и собаки, останавливаются часы, солнце начинает заходить позже… По телевизору (который тоже работает с перебоями) передают, что из-за таяния полярных шапок Земля разбалансировалась и сдвинулась со своей оси. «Токсичная» Луна пробуждает мертвецов, зомби выходят из могил и нападают на город.
Фильм снят в классическом жанре зомби-фильмов — таком, каким зритель его знает по картинам классика этого жанра, Джорджа Ромеро («Ночь живых мертвецов»). Трупный макияж, сцены с пожиранием кровавой плоти, неуклюжая походка зомби… Одновременно в фильме есть много юмора, причем часто это юмор политический.
Зомби и политика
Герой Стива Бушеми, фермер-расист, появляется в кадре в кепке с надписью Make America white again (Сделаем Америку снова белой) — тут явный намек на предвыборный лозунг Дональда Трампа, хотя имя нынешнего американского президента в фильме ни разу не упоминается.
Ясно, что для Джима Джармуша весь этот антураж фильма-ужастика – лишь повод, чтобы поговорить о серьезных вещах, а зомби, как сказал сам режиссер на каннской пресс-конференции, — это лишь метафора. В чем разница между живыми людьми и ожившими мертвецами? Зомби лишены сознания, сознание — главная ценность. На что мы тратим наше сознание? В фильме Джармуша зомби повторяют вслух какие-то слова, которые были для них главными при жизни. Пожилая дама-пьянчужка, встав из могилы, шепчет: «шардоне…» Дети-зомби продолжают клянчить: «игрушки…» Зомби-подростки со смартфонами причитают: «wifi…»
Есть повод задуматься – на что мы тратим свою жизнь.
Поэтому о политике говорить бессмысленно, политика не спасет мир. Просто не надо быть зомби, когда Земле угрожает экологическая катастрофа. А политика ничего не спасает, сказал режиссер на каннской пресс-конференции.
Джим Джармуш также добавил, что он верит в молодежь, молодых людей, школьников, которые инициировали движение борьбы с климатическими изменениями. Канский фестиваль не остался в стороне от этого важного явления. 16 мая группа молодых людей из движения в защиту климата «Мы готовы» (On est prêts) проведут символический марш за климат на красной лестнице Дворца фестивалей. А на следующий день будет опубликовано их обращение к кинематографистам, которое уже поддержали 200 актеров, режиссеров и продюсеров – в контексте климатического кризиса мир кино и Каннский фестиваль не останутся в положении бессознательных зомби.
http://ru.rfi.fr/kultura/20190515-zhivye-i-mertvye-dzhima-dzharmusha?ref=tw_i
Leave a Reply