В виде оттока из страны ушло три четверти чистого притока валюты по текущему счету платежного баланса (45,5 млрд долларов). В результате годовой прогноз ЦБ по вывозу капитала — 35 млрд долларов — был выполнен всего за 4 месяца.
«Отток капитала превращается в настоящую катастрофу для российской экономики, наглядно демонстрируя нашу инвестиционную привлекательность в глазах бизнеса и частных инвесторов», — говорит директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов.
Валютные доходы российской экономики растут вместе с ценами на нефть, указывает он: в апреле профицит платежного баланса (разница между притоком и оттоком по основным счетам) оказался рекордным с начала года — 12,7 млрд долларов.
Однако нефтедоллары и газовые доходы вместо инвестиций или оплаты зарубежных товаров или услуг покинули страну в направлении иностранных счетов. Месячный отток составил 9,5 млрд долларов, превысив показатель марта в полтора раза.
«Причина, по-видимому, в продолжающемся падении импорта, что в свою очередь иллюстрирует слабость внутреннего спроса — как потребительского, так и инвестиционного», — рассуждает Тремасов.
Резкое ускорение оттока капитала связано с тем, что банки наращивают иностранные активы, говорится в комментарии ЦБ.
Под этой дипломатичной формулировкой, по всей видимости, скрывается нежелание российских экспортеров заводить валютную выручку в Россию, предполагает аналитик Райффайзебанка Денис Порывай.
Для финансовой системы России и валютного рынка это означает резкое усиление зависимости от потоков, которые организуют зарубежные спекулянты, покупающие или продающие рубли и российский госдолг, говорит экономист ING Дмитрий Долгин.
Дело в том, что вся валюта, которая приходит в систему либо изымается Минфином и ЦБ, скупающими доллары в рамках бюджетного правила, либо утекает в виде вывоза капитала.
В апреле, например, валютные интервенции «съели» 5 млрд долларов, а вывоз капитала — 9,5 млрд. В сумме (13,5 млрд долларов) это больше, чем профицит платежного баланса (12,7 млрд).
«Дыру» в валютных потоках покрывают нерезиденты, скупающие облигации федерального займа — в апреле они вложили около 2,5 млрд долларов, оценивает Долгин. Это означает, что рубль становится уязвимым к изменению настроений на глобальных рынках, предупреждает он.
В мае и июне ситуация с притоком валюты начнет сезонно ухудшаться; кроме того, около 2 млрд долларов Россия может недополучить из-за аварии на нефтепроводе «Дружба», добавляет эксперт.
Материалы по теме