В 1991 году профессор Иерусалимского университета Мартин Ван Кревельд написал книгу «Трансформация войны». Он писал о том, как меняются цели и методы войны. О том, почему сильной армии невыгодно воевать со слабой. О том, какое будущее ждёт традиционные армии — и кто именно станет им противостоять в XXI веке. А ещё он писал о том, что войны делятся на те, что идут ради выживания, и те, что ведутся как инструмент политики.
Ван Кревельд говорил о том, что любое государство, вынужденное считаться с общественным мнением и издержками, всегда оказывается уязвимым в столкновении с противником, убеждённым, что он воюет во имя сохранения самого себя. Что «войска, которые не верят в правоту своего дела, в конце концов, откажутся воевать». Что «политика организованного сообщества далеко не всегда совпадает с целями составляющих его индивидов» — даже порой в тех случаях, когда речь идёт о войне за выживание.
И все эти вещи имеют прямое отношение к войне на Донбассе. Потому что вопрос упирается в то, как эту войну видят по обе стороны границы.
Для России этой войны не существует. Обыватель о ней предпочитает не знать, оставаясь в убеждении, что на Донбассе воюют «Киев» и «ЛДНР». О погибших российских солдатах и наёмниках не пишут СМИ, их семьи не дают интервью, а всё участие Москвы в этих событиях воспринимается через призму «гуманитарных конвоев». Кремль не несёт никаких имиджевых издержек внутри страны, потому что в представлении российского обывателя не является стороной конфликта. А потому Москве нет никакой нужды оглядываться на общественное мнение.
Leave a Reply