Еще две недели потребуется на удаление из труб недокондиционного сырья. Изначально предполагалось, что грязная нефть останется на купивших ее НПЗ. Они смешают ее с качественной и пустят в переработку. Но план провалился. Принадлежащий Total завод Leuna в Германии, начав процесс, завод столкнулся с поломкой и был вынужден остановить все установки, прекратив в том числе и первичную переработку.
Разбавить нефть не удалось: в Польше после смешивания 200 тонн российской нефти с чистой получилось только еще больше грязной нефти — около миллиона тонн, рассказал «Ведомостям» осведомленный источник.
Нефтпровод «Дружба», построенный в 1960х для снабжения советским сырьем стран Варшавского договора, впервые придется запустить в реверсном режиме: Россия примет обратно около 1,2 млн тонн некондиционной, сообщил курирующий ТЭК вице-премьер Дмитрий Козак.
«Соответствующие емкости подготовлены, есть понимание, куда мы ее вытесним», — уточнил он.
С учетом профицита текущего счета платежного баланса примерно в 100 млрд долларов, это «не так критично», говорит он. Кроме того, частично эффект будет компенсирован альтернативными поставками.
Долгосрочные риски, впрочем, куда опаснее. Главный из них — это коррозия металла, которую может вызвать попавший в нефть дихлорэтан, сказал Deutsche Welle Ральф Беслер, эксперт министерства экономики и энергетики ФРГ. Главная опасность, пояснил он, возникает тогда, когда дихлорэтан соприкасается с водой. Он начинает разлагаться и выделять хлориды, которые и вызывают коррозию. «Начинается классическое выкрашивание металла — разрушение его поверхности. И оно уже не остановится, даже если вновь начнет поступать нефть стандартного качества», — пояснил эксперт. Вода в нефти всегда присутствует, поэтому в тех партиях, где ее особенно много, накапливаются хлориды. Месяц месяц простоя трубопровода, заполненного загрязненной хлоридами нефтью, еще нельзя назвать критическим сроком, считает Беслер: процесс разрушения внутренних стенок обычных стальных труб немного ускорится, но не больше. Критическая ситуация возникает тогда, когда нефть с высокой концентрацией хлорорганики попадает на нефтеперерабатывающие заводы, где температура некоторых процессов существенно превышает 100 градусов — это ускоряет химические реакции. Под ударом оказалось треть российского нефтяного экспорта, который осуществляется по системе «Транснефти», отмечают аналитики S&P: 1,6 млн баррелей в сутки из 4,37 млн. На выплаты компенсаций, которые уже потребовали Польша и Белоруссия, у компании есть 288,4 млрд рублей — таков запас наличных и краткосрочных финансовых инвестиций на балансе. Впрочем, треть этой суммы де-факто зарезервирована для выплаты краткосрочного долга, погасить который нужно в ближайшие 12 месяцев (98 млрд рублей). «Однако будучи организацией, связанной с государством, «Транснефть» имеет хороший доступ к фондированию крупных российских банков», — констатируют в S&P.