Фактически на сегодня Госпогранслужба, Национальная Гвардия и МВД составляют вторую армию. Причем нет под крылом Авакова разве что боевой авиации. А так — в НГУ идут самое лучшее стрелковое оружие, бронетранспортеры, беспилотники. А кроме того — танки (их в Нацгвардии целый батальон), САУ (большая часть поставленных из восточной Европы 122-мм 2С1 «Гвоздика» пошли именно в НГУ), минометы и артиллерийские орудия.
Большое внимание руководство МВД уделяет и воздушному компоненту. Так, в июне 2018 г. было заключено соглашение между правительствами Украины и Франции о приобретении для Министерства внутренних дел Украины в счет французского кредита 55 вертолетов производства компании Airbus Helicopters трех типов (легких Н125, Н145 и тяжелых Н225), которые будут использоваться в интересах Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, Государственной пограничной службы, Национальной гвардии и Национальной полиции Украины.
Контракт, кроме поставки запчастей и наземного оборудования, предусматривал также обучение летного и технического состава, а также организацию сервисного центра. И ныне контракт постепенно выполняется — так, 19 июня в аэропорту Ивано-Франковск совершил техническую остановку по пути из Испании в Украину очередной Н-225 Super Puma для ГСЧС Украины. Это уже четвертый «борт», полученный Украиной по контракту с Airbus Helicopters.
Всего МВД Украины в 2019 г. планирует получить еще пять вертолетов в рамках контракта с французской компанией Airbus Helicopters, причем три вертолета Н225 получат спасатели и нацгвардейцы, а два вертолета Н125 будут переданы Летной академии МВД в Кременчуге для использования в качестве учебных.
Единственно, что оставалось так это транспортные самолеты авиации Нацгвардии. И их парк советских моделей необходимо обновить. Этим вплотную и занимается, судя по всему, министр внутренних дел Арсен Аваков. В январе этого года во время посещения Харьковского авиационного завод он заявил, что для обновления парка ГСЧС и Нацгвардии планируется запуск программы, рассчитанной на 5 лет и $450 млн.
Так вот судя по его словам планировалось закупить исключительно самолеты Антонова: 10 Ан-178, 2 Ан-74ТК-200 и 1 Ан-32П. При этом он заявил, что контракты на покупку двух Ан-74ТК-200 планировалось подписать в марте, а Ан-32П получить уже до конца 2019 г. Из всего заявленного, более или менее понятна ситуация только по пожарному Ан-32П, который ныне доукомплектовывается в Киеве и, судя по всему-таки, будет получен к концу года.
По остальным самолетам ситуация все более запутанная. Дело в том, что на проходящем во Франции авиасалоне Paris Air Show Арсен Аваков заявил буквально следующее: «Министерство внутренних дел закупит 13 украинских самолетов Ан-178 для бойцов Национальной гвардии и спасателей ГСЧС. Контракт договорились подписать уже этой осенью. Это первые самолеты из украинских и европейских, но без российских комплектующих».
То есть о Ан-74ТК-200 речь уже не идет, а количество Ан-178 выросло с 10 до 13. При этом непонятно вообще одобрил ли программу Кабинет министров и есть ли основания говорить о том, что первый полет Ан-178 будет уже осенью, а через три года самолеты уже будут на службе.
Дело в том, что «Антонов» до 2014 г. сильно завязанный на российский военно-промышленный комплекс чуть ли не больше других пострадал от приостановки сотрудничества с РФ после аннексии Крыма и оккупации части Донецкой и Луганской областей.
Судите сами на весну 2014 г. «антоновцы» реализовали сразу несколько совместных с РФ проектов — Ан-148, Ан-158 и Ан-178. Причем доля российских комплектующих в них составляла от 50 до 60%.
Поэтому вынужденно начался процесс импортозамещения, который, судя по всему, идет крайне непросто. За три года — к 2017 году доля комплектующих украинского производства в самолетах «Антонова» увеличилась с 25% до 38%, однако все недостаточно для полного отказа от российских комплектующих.
Тот же транспортный рамповый самолет Ан-178, о котором ведет речь Аваков, разрабатывался ГП «Антонов» с 2010 г. и фактически является развитием семейства региональных пассажирских самолетов Ан-148/Ан-158.
Однако по состоянию на начало 2019 г. пригодного для серийного производства прототипа просто нет и вряд ли что-то изменилось за прошедшие полгода. К декабрю 2015 г. было собрано два фюзеляжа, а к 2017 г. производство самолета было остановлено в связи с необходимостью замены российских комплектующих. Причем их изначально в конструкции было достаточно много — 69% и они критически важны для самолета в целом.
За это время были попытки импортозамещения — тем более что детали используются и в конструкции Ан-148 и Ан-158. Однако не все они были удачными.
Понятно, что попадание этих машин в государственную программу финансирования может в значительной степени подвигнуть авиастроителей на поиски альтернатив деталей и агрегатов российского производства. Но тогда ни о каких полетах прототипа уже осенью речи идти не может — просто в силу специфики авиационного производства.
И даже наличие постоянного финансирования не гарантирует результат — достаточно посмотреть, например, на Ан-132D, где достаточно денег, достаточно импортных деталей, а сама программа идет не быстро.
Это, кстати, прекрасно понимают и сами авиастроители, которые не так давно осторожненько так заявляли, что новая модель самолета на базе Ан-148 и Ан-158, которая полностью будет иметь европейское оборудование и авионику, взлетит только в 2020 г. И скорей всего такие ожидания несколько завышенные.
Таким образом, можно говорить, что в условиях, когда рано или поздно, но в этом году, сменится правительство и в случае, если такая дорогостоящая программа модернизации авиационного парка МВД не утверждена на государственном уровне до сих пор, то денег на нее новый премьер-министр может и не найти.
Leave a Reply