Трансдифференциация Turritopsis dohrnii — редкий биологический механизм. В человеческом теле клетки одного типа, например мышечные, не могут превратиться в другие, скажем, в нервную ткань. В человеческом организме такая способность есть только у стволовых клеток. Медуза же трансформирует свои клетки как угодно: мышечные могут стать яйцеклеткой или сперматозоидом, а нервные превращаются в мышечные. Аналогов этому механизму в животном мире нет. Это как если бы курицы в критической ситуации превращались в яйцо, а бабочки — в гусениц. Медуза Turritopsis dohrnii — предмет огромного интереса для учёных, исследующих стволовые клетки. У человека только стволовые клетки могут перерождаться в клетки и ткани любого типа, поэтому они незаменимы. Если учёным удастся разгадать клеточный секрет медузы, то человечество избавится от множества болезней и победит даже старение. И последние генетические эксперименты с мышами это подтверждают.
Бессмертные Turritopsis dohrnii предпочитаются не лежать на дне, а путешествовать. Нередко эти существа прицепляются к грузовым кораблям и преодолевают огромные расстояния. Учёные называют медузу «превосходным автостопщиком». Она отлично выдерживает путешествия и приспосабливается к окружающей среде. Ну а если среда ей не подходит, то вы знаете — она превращается в каплю и начинает свой жизненный цикл сначала. Из-за любви к путешествиям Turritopsis dohrnii заняли приличную часть океана. Изначально они обитали в Тихом океане, но благодаря миграции на грузовых судах и сбросу балластной воды сегодня медузы встречаются в водах всех океанов. Вторжение осталось незамеченным, потому что медузы крошечные. Несмотря на то, что генетически все виды Turritopsis dohrnii идентичны, они по-разному приспособились к окружающей среде. Например, в тропических водах живут медузы с восемью щупальцами, а существа из умеренных широт отрастили себе 24 «хвоста».
Медуз открыли случайно в конце XX века. Два студента-биолога принесли в лабораторию профессору Фернандо Боэйро гидрозоан — маленьких хищных беспозвоночных. Эти существа проходят в своём развитии два цикла: полипы и взрослые медузы. Исследователи вырастили их в лаборатории, провели эксперименты и убрали подальше. Когда в следующий раз один из учёных посмотрел в банку, он был шокирован: на дне снова росли полипы. Исследователи выступили со срочным докладом на втором семинаре Гидрозоанского общества. Учёные новость восприняли холодно и сошлись во мнении, что такая регенерация невозможна, а исследователи просто ошиблись в расчётах.
Leave a Reply