В Днепре назвали улицы в честь Праведников народов мира

Ян Ходоровский  Нелли со своими спасителями, март 1945

Две улицы в Днепре получили имена Праведников народов мира, спасавших евреев в годы Второй мировой. В городе появились улицы Яна Ходоровского и семьи Зубковых, которым посвятил свои публикации сайт Днепропетровской еврейской общины.

Благодаря поляку Яну Ходоровскому были спасены жизни 26 человек! Характерно, что речь идет не о евреях Днепропетровска, а преимущественно львовянах. В столице Галичины жил и Ян — 24-летний студент Львовской Политехники, устроившийся в  немецкую строительную фирму, планировавшую открыть представительство в Днепропетровске.

 

В совершенстве владевший немецким языком Ходоровский был именно тем человеком, который отбирал персонал в днепропетровский филиал компании. И не случайно, что из сформированной им группы в 35 человек 26 составляли евреи. Разумеется, все они проходили по фальшивым документам, подтверждавшим украинское или польское   происхождение.

Как пишет историк Егор Врадий, летом 1942 года группа Ходоровского прибыла в Днепропетровск, где приступила к восстановлению разрушенных объектов. В начале следующего года, с приближением фронта, немцы начинают эвакуацию своих сотрудников на запад. Понимая, что возвращение во Львов может стать для евреев роковым, Ян с коллегами создает новую фирму. Впрочем, советское наступление было остановлено, а бригаду Ходоровского отправили на восток — ремонтировать помещения, используемые вермахтом в Макеевке. Здесь евреи и дождались прихода Красной армии, в отличие от большинства родственников, сгинувших во Львовском гетто, Яновском лагере или газовых камерах Белжеца.

Сам же Ходоровский был арестован немецкой военной контрразведкой практически сразу по приезде в Макеевку. Сидел в тюрьме Днепропетровска, а потом Николаева, откуда весной 1944-го Яну удалось бежать. Затем было возвращение во Львов, репатриация в Польшу, карьера ученого-материаловеда, должность профессора Варшавской Политехники. В 1993 году Яну Ходоровскому и его жене Зофье было присвоено звание Праведников народов мира. В 2007-м праведника не стало, но благодаря Украинскому институту изучения Холокоста «Ткума» в Днепре о нем не забыли, и улица в районе бывшей Еврейской слободы станет данью памяти и знаком благодарности  неравнодушному львовянину.

Один из домов Еврейской слободы

Зубковы, в отличие от Ходоровских, были уроженцами восточной Украины — Василий зарабатывал в Днепропетровске извозом, жена Мария вела хозяйство. Пара была бездетна и мечтала усыновить ребенка. Через несколько дней после оккупации города немцами осенью 1941-го к Зубковым обратилась соседка с просьбой приютить 9-летнюю Нелли Гордон, тетя и дед которой были расстреляны немцами.

Собственно, в одном рву с ними должна была лежать и Нелли. «В момент расстрела, очевидно, дедушка закрыл меня от пуль своим телом и толкнул к оврагу, — вспоминала женщина много лет спустя. — Проснулась я от холода и навалившейся тяжести. Начала пробираться между трупами и выползла на поверхность. Достигнув края оврага, вдруг услышала окрик: «Встать!». Передо мной стоял немецкий офицер. …Я была вся в грязи и крови. Меня знобило, я плакала и говорила, что приехала из Донбасса в гости, я русская и попала случайно. В целом, я была не очень похожа на еврейскую девочку.

Офицер внимательно рассмотрел меня, подвел к куче вещей, взял оттуда большой  клетчатый платок и накинул на мою голову. Потом всунул в руки буханку хлеба и провел через оцепление. Преодолевая головокружение и тошноту, я вернулась в свой двор. Наша квартира была закрыта, и я постучала к соседке — тете Насте, с детьми которой играла. Она впустила меня и уложила в кровать. Только через неделю я смогла подняться».

Несмотря на голубые глаза и светлые волосы девочки, многие знали, что она — внучка их расстрелянного соседа — еврея Бориса Фрумина. Зубковых сей факт не смутил — понимая, чем это грозит, они взяли ребенка. Не прошло и двух месяцев, как в дом нагрянули полицаи. Мария уверяла, что девочка — их родственница, но Нелли все же увели и бросили в тюрьму. Там она провела два месяца, пока Василию не удалось раздобыть  необходимые документы. Девочку выпустили, а вскоре семья Зубковых   официально ее удочерила.

Немцы на улицах Днепропетровска, 1942

О том, что Нелли была спасена украинской семьей, в марте 1945-го узнала вернувшаяся из эвакуации ее двоюродная сестра. Она тут же отправила телеграмму отцу девочки — Борису Гордону, и тот приехал за дочкой. Впоследствии Зубковы усыновили другого ребенка, но теплые отношения со спасенной ими Нелли сохранились на всю жизнь. В 1998 году Василий и Мария были удостоены звания Праведников народов мира.

Ян, Василий, Мария. Три имени из более чем двух с половиной тысяч Праведников народов мира, зарегистрированных в Украине. Сколько времени нужно, чтобы увековечить память всех этих людей? Вопрос ко всем нам, и отнюдь не риторический…

Максим Суханов
http://hadashot.kiev.ua/content/v-dnepre-nazovut-ulicy-v-chest-pravednikov-narodov-mira