Такие инициативы обсуждались в начале минувшей недели на одной из закрытых встреч руководства центробанка с участниками финансового рынка, рассказали «Коммерсанту» четыре источника, как присутствовавших на совещании, так знающих его содержание от непосредственных участников. участников.
Перевод валютных депозитов в инвестиционные инструменты означает, что доступ к ним получат лишь граждане, имеющие статус квалифицированного инвестора.
Для этого нужно удовлетворять одному из требований: иметь активы (ценные бумаги, производные инструменты, счета) на сумму не менее 6 млн рублей; активно торговать на бирже (1 сделка в месяц, 40 сделок в год, не менее 6 млн рублей оборота); иметь квалификационный аттестат специалиста финрынка или аудитора (или диплом об экономическом образовании некоторых ВУЗов), либо иметь опыт работы в организации, имеющей статус квалифицированного инвестора.
В ЦБ «Коммерсанту» заявили, что тема валютных вкладов «не обсуждалась и не обсуждается», а речь шла об обезличенных металлических счетах.
Однако председатель комитета Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков де-факто подтвердил, что дискуссия велась. Предложение по валютным депозитам оказалось «очень неожиданным», сказал он, добавив, что это «очень дискуссионная тема».
На 1 мая из 28,8 триллиона рублей вкладов населения около 20% приходилось на валютные. С начала года их объем вырос на 6,2 млрд долларов и достиг 94,1 млрд долларов — максимума с июля 2017 года.
«Увеличение объема валютных вкладов физических лиц на фоне возросших ставок привлечения требует дополнительного внимания», — писал ЦБ в майском «Обзоре финансовой стабильности».
Чтобы ограничить доходность, которую предлагают банки, с 1 июля ЦБ повысил ставку отчислений в фонд обязательных резервов (ФОР) за валютные вклады физлиц с 7 до 8%.
Аналогичным образом ЦБ действовал в августе прошлого года — также увеличив норматив обязательного резервирования на 1 процентный пункт (с 6% до 7%). Итогом действий ЦБ станут дополнительные расходы банков и, как следствие, снижение ставок по валютным депозитам, отмечал тогда аналитик Fitch Ratings Александр Данилов.
Сама идея директивно ограничить возможности россиян хранить деньги в валюте беспокоит банки. «Валютный депозит не несет никаких инвестиционных рисков для клиента, — говорит считает директор департамента Private Banking банка «ФК Открытие» Виктория Денисова. — Риск равен риску рублевого депозита, и это риск банка, в котором он размещает деньги».
Директор по сегментам и некредитным продуктам Альфа-банка Алексей Ермаков указывает, что валютный депозит имеет заранее установленную гарантированную доходность, а также защиту капитала, поэтому счесть неподходящим для неквалифицированных инвесторов этот продукт нельзя.