В России обвал добычи нефти

Россия в июле столкнулась с резким падением добычи нефти, сообщает Reuters со ссылкой на два источника, знакомых с оперативной статистикой.За 1-8 июля Россия добывала 10,79 млн баррелей в сутки — минимум за три года.

По сравнению с июнем производство сократилось на 356 тысяч баррелей в день, или 3%, а если сравнивать с рекордными значениями прошлой осени — на 631 тысячу баррелей, или 5,5%.

Спад добычи практически полностью обеспечила одна «Роснефть». Компания, на которую приходится каждый второй баррель, извлекаемый из российских недр, сократила производство на 11%.

На крупнейшем активе — «Юганскнефтегазе», который разрабатывает 28 месторождений в том числе «гигантское» Приобское, — «Роснефть» была вынуждена остановить 30% мощностей.

Причина — в мерах со стороны «Транснефти», которая ввела жесткие ограничения на прием сырья «Роснефти» в трубу, рассказали Reuters четыре осведомленных источника.

«Это отголоски проблем с грязной нефтью», зараженной соединениями хлора, из-за которых в апреле и мае почти два месяца стоял трубопровод «Дружба», сообщил один из них.

По слова другого, мощности «Транснефти» перегружены из-за необходимости хранить 2 млн тонн бракованной нефти, откачанной из Белоруссии и Европы. В результате приходится ограничивать работу скважин. «На сколько — неизвестно, видимо, пока не разрешится проблема», — говорит источник.

Представитель «Роснефти» подтвердил «Интерфаксу» вынужденное сокращение добычи. Система магистральных трубопроводов «забита большими объемами суррогата», это создает препятствия для поставок потребителям, сказал он.

Резкое падение показателей «Юганскнефтегаза» произошло в первые дни июля — с 180-190 тысяч тонн в сутки до 110-111 тысяч. К 7 июля добычу удалось стабилизировать на уровне 158 тысяч тонн в сутки, уточнят источник «Интерфакса».

Для российской экономики затор в нефтяной трубе может обернуться технической рецессией (спад два квартала подряд), говорит директор по инвестициям «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов.

На добывающие отрасли приходится 34% промышленного производства и почти 12% российского ВВП, и спад в секторе неизбежно ухудшит и без того слабую макростатистику, показавшую, что в первом квартале рост замедлился до 0,5%, а в мае практически сошел на нет (0,2% по оценке МЭР и 0% по оценке ВЭБа).

Квартал к кварталу экономика уже сокращается, указывает Тремасов: в первом квартале спад составил 0,4%, а во втором в зону рецессии скатились оба индекса деловой активности PMI — как в производстве, так и в секторе услуг.

«Скорее всего, мы пережили техническую рецессию в первом полугодии, — делает вывод Тремасов — Удастся ли переломить этот тренд в текущем квартале, пока непонятно, но особых предпосылок к этому не видно».

Нефть