На перевале Дятлова расследователи открыли новую тайну. Лагерь манси, который находился в нескольких километрах от стоянки туристов, был внезапно брошен охотниками незадолго до трагедии туристов. Причина по которой это произошло — неизвестна. Однако инициативная группа расследователей под руководством известного исследователя трагедии на перевале Ракитина считает, что их кто-то спугнул. И спугнул жестко.
Как сообщается в интервью «Тайга.инфо» — докладная записка с информацией по этому поводу никогда не прикреплялась к документам расследования, но она заинтересовала следствие сейчас, особенно после того, как стало известно что двое охотников-манси погибли также незадолго до гибели группы Дятлова в том районе. Ранее уже сообщалось, что двух погибших в районе зимовки манси удалось идентифицировать — это и были охотники, отошедшие от стоянки на несколько километров. Однако остальные манси не стали их даже искать и просто исчезли, забрав с собой вещи.
По воспоминаниям участников поисковой операции в 1959 году прокурор-криминалист Иванов, едва увидев разрезанную палатку, заговорил об убийстве, причём разговоры эти следователь вёл в разное время с разными людьми. Версию следователя подтвердил ряд открытий и догадок, связанный с пребыванием манси на Северном Урале.
Прежде всего, следствие установило факт местонахождения мансийского чума к северо-востоку от места базирования группы Дятлова. Более того, оказалось, что свою палатку свердловские туристы поставили буквально в нескольких десятках метров выше мансийской тропы, которая вела к этому чуму. Другими словами, встреча охотника-манси (или группы охотников) с остановившимися на ночлег туристами представлялась вполне вероятной. Если молодые горожане повели себя с лесными жителями неправильно, проявили неуважение или обидели чем-то их традицию, то… тут следствие предполагало самое страшное. Во всяком случае, словесная перебранка вполне могла спровоцировать острый конфликт, в ходе которого разъярённые охотники набросились на студентов, искромсали палатку ножами, а оказавшихся на морозе непрошенных гостей погнали вниз по склону. Мороз и отсутствие у туристов обуви и головных уборов, предпоределили фатальный исход.
Подозрения в адрес мансийских охотников, вроде бы, подтверждались ссылкой на некую архаическую религиозную обрядность, хранимую этим народом. Многие местные жители, не говоря уж о знатоках-краеведах были осведомлены о священных местах манси, разбросанных по Северному Уралу таинственных молельных камнях и капищах язычников. В общем, всё это звучало загадочно, не совсем понятно для советских прокуроров-атеистов, а потому, видимо, рассказы эти нашли горячий отклик в сердцах лучших представителей отечественных правоохранителей. И оттого не следует удивляться, что первой (и по сути единственной) внятной версией, озвученной в ходе официального расследования, стала гипотеза о причастности неких охтников-манси к гибели туристов.