Я еще помню, как где-то в середине 1990-х у меня дома появилась кассета с новым боевиком со Шварцем. Не то, чтобы я тогда особо разбирался в режиссерах (да и вообще в кинематографе), но имя Джеймса Кэмерона было мне знакомо по титрам «Чужих» и «Терминатора» и уже прочно ассоциировалось с отличным зрелищем. Ну а Шварц и подавно. Так что я начал смотреть фильм в предвкушении чего-то впечатляющего.
Безусловно, кино мне очень понравился. И казалось само собой разумеющимся, что впереди меня ждет еще множество таких же замечательных фильмов. Хотя справедливости ради стоит напомнить что тогда практически все, что было на кассетах, считалось классным. Конечно, на тот момент я не подозревал, что за последующие 25 лет Джеймс Кэмерон выпустит всего два полнометражных фильма. Ну а Шварц хоть и снимется в куче различных боевиков, но лишь парочку можно будет назвать действительно неплохими — и ни один из них все равно не сможет сравниться с «Правдивой ложью».
Так что, по случаю сегодняшнего 25-летнего юбилея «Правдивой лжи» — восемь интересных фактов из истории этого незамутненного боевика из первой половины 1990-х: той славной эпохи, когда про террористов еще можно было спокойно шутить и снимать задорные экшн-комедии.
Все верно, «Правдивая ложь» — это ремейк комедии «Тотальная слежка», выпущенной Клодом Зиди в 1991 году. Я не смотрел этот фильм и, исходя из удручающе малого количества людей, выставивших ему оценки на IMDB и Кинопоиске подозреваю, что в этом я не одинок. Хотя, судя по имеющимся описаниям, значительная часть его сюжетных элементов и даже имена персонажей уверенно перекочевали в американскую версию. Ну а Кэмерон добавил к ним кучу экшна, полеты на Харриерах и фирменные ядерные взрывы. В результате вышел классический пример хорошего американского ремейка, совместившего лучшие сценарные находки оригинала и голливудский размах.
Как это часто бывает с фильмами Кэмерона, после выхода «Правдивой лжи» объявилось несколько человек, утверждавших, что на самом деле это они придумали ее сюжет, и позже их работу украли недобросовестные киношники. Как обычно, дело дошло до суда. Правда, в этот раз ответчиком выступал не сам Кэмерон, а Клод Зиди (ведь канадец просто купил у него права на ремейк). Самое интересное заключается в том, в итоге французский суд удовлетворил требования истцов и Зиди пришлось выплатить им денежную компенсацию.
Это кстати далеко не первый раз, когда французское правосудие встает на сторону истцов в таких, казалось бы, безнадежных делах о плагиате. Так, пару лет назад пришлось раскошелиться Люку Бессону. Суд счел, что его фильм «Напролом» позаимствовал уж слишком много сюжетных элементов из «Побега из Нью-Йорка».
У многих наверно возникает закономерный вопрос — а с чего этого Кэмерон, который славится перфекционизмом и любовью к выстраиванию собственных миров, вдруг взялся за ремейк малоизвестной французской комедии? Скажем так, за это нам стоит поблагодарить «Человека-паука». Точнее говоря, его несостоявшуюся экранизацию.