По словам Рябкова, речь идет о «умозрительно-абстрактном сценарии».
США официально выходят из ДРСМД 2 августа 2019 года. Президент РФ Владимир Путин подписал закон о выходе из соглашения 3 июля.
Договор, подписанный Михаилом Горбачевым и Рональдом Рейганом в 1987 году, запрещал России и США разрабатывать, тестировать и ставить на вооружение ракеты с дальностью от 500 до 5,5 тысячи километров, покончив с угрозой ядерной войны в Европе: США вывезли из Западной Германии ракеты «Першинг 2», а СССР уничтожил ракеты SS-20 (по классификации НАТО), нацеленные на европейских членов альянса.
Россия начинает готовиться к возможному размещению американских ракет средней и меньшей дальности в Европе и будет принимать симметричные меры,предупреждал Рябков 11 июля в ГосДуме.
Симметричные меры могут заключаться в том, чтобы разместить запрещенные ДРСМД ракеты поближе к США — с аналогичным подлетным временем, уточнил замминистра в среду.
«Все опции будут на столе. Подлетное время здесь, конечно, ключевой момент», — констатировал он.
У американских ракет в случае их размещения в Европе подлетное время до российской территории составит лишь несколько минут, а за такое время даже принятие решение об ответном ударе может оказаться евозможным.
«Этот сценарий приведет к необходимости принятия нами мер, которые создавали бы аналогичную степень угрозы для наших потенциальных противников», — продолжил Рябков.
«Отсюда естественным образом возникает аналогия с Карибским кризисом», — признал он, оговорившись, что эта аналогия «литературная, а не географическая, без привязки к любым координатам на земном шаре». Впрочем, география земного шара практически не оставляет российским военным выбора: на расстоянии от 500 до 5,5 тысячи километров до США находятся лишь два союзника России — это Венесуэла и Куба.
В настоящий момент Россия придерживается моратория на размещения ракет средней и меньшей дальности. «Это сигнал об ответственном отношении к международной безопасности», — подчеркнул Рябков.
Вину за развал системы контроля над ядерными вооружениями Москва возлагает на Вашингтон. «Это суперлегкое отношение к столь серьезным вопросам, к сожалению, прослеживается в политике США и их натовских союзников в возрастающей мере», — заявил замглавы МИД.
«Но все-таки я надеюсь, что суровая реальность наступающего послезавтра как-то вразумит этих людей, до сих пор, по-моему, считающих, что они играют в бирюльки с европейской и глобальной безопасностью», — резюмировал Рябков.
Одностороннее разоружение
Для СССР договор 1987 года был равносилен «одностороннему разоружению», поскольку каких-либо ракет, кроме наземного базирования у него практически не было, заявил 18 декабря президент России Владимир Путин. «Зачем руководство Советского Союза пошло на это — одному богу известно», — недоумевал он.
Сейчас, по словам Путина, у России действительно есть система «Кинжал» с дальностью, попадающей под ДРСМД (2 тысячи км), однако договор она не нарушает, поскольку ракеты размещены не на земле, а на самолетах, то есть в воздухе.
В конце ноября, по данным Der Spiegel, Пентагон передал союзникам по НАТО спутниковую съемку российских ракетных испытаний.
Получив данные о траектории ракеты (SSC-8 по классификации НАТО) и оценив ее дальность, главы МИД стран-членов альянса опубликовали совместное заявление, в котором присоединились к обвинениям США.
На данный момент у России и США остался единственный крупный договор о взаимном ядерном сдерживании: это СНВ-3, подписанный Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым в 2010 году.
Срок действия соглашения, которое запрещает РФ и США иметь больше 1550 ядерных боезарядов, пригодных для использования в межконтинентальных баллистических ракетах, истекает в 2021 году.
Против его пролонгации выступает Джон Болтон — советник Трампа по национальной безопасности, приезжавший в Москву на переговоры в конце октября, рассказали The Guardian источники в Белом доме.
По их словам, именно Болтон убедил Трампа разорвать ДРСМД, ссылаясь на то, что Москва годами наращивает ядерный арсенал и разрабатывает новые вооружения, не стесняясь открыто демонстрировать их и заявлять об этом. Яркий пример — послания Владимира Путина Федеральному собранию, а также последующая риторика российского президента.
В ближайшие 10 лет США вложат 494 млрд долларов в полное обновление ядерной триады, следует из доклада Бюджетного управления конгресса США (CBO).
Leave a Reply