Срок действующего договора, который предполагает скоординированные шаги на мировом рынке золота с целью не допустить резкого обрушения цен, истекает 26 сентября 2019 года. Четвертого продления сделки, в которой на данный момент участвуют 22 центробанка стран Европы, не планируется.
За время действия соглашения рынок золота радикально изменился, говорится в заявлении ЕЦБ: увеличилась ликвидность, расширилась база инвесторов, а цены подскочили в 5 раз — c 260 долларов осенью 1999 года до 1420 долларов сейчас.
Именно это и было целью сделки: в 1990х центробанки продавали значительные объемы золота из резервов, согласуя сделки за закрытыми дверями. В результате цена золота в 400-450 долларов за тройскую унцию в конце 1980х скатилась к 20-летним минимумам.
Апофеозом этого хаоса стало решение Банка Англии реализовать 58% своего золотого запаса на фоне мирового кризиса в 1999 году. Тогда же было заключено первое соглашение центробанков, установившее потолок — не более 2 тысяч тонн за 4-летний период, или 400 тонн в год.
Крупнейшими продавцами стали ЦБ Швейцарии (1,17 тысячи тонн), Британии (345 тысяч) и Нидерландов (235 тысяч).
В 2004-м году сделку продлили, увеличив лимит до 500 тонн в год. В число крупнейших продавцов вошли Франция (572 тонны), ЕЦБ (271 тонна) и Швейцария (380 тонн).
Третий раунд соглашения, заключенный в 2009 году, снова снизил лимит до 400 тонн в год, но ситуация на рынке радикально изменилась: цены взлетели вдвое за три года и впервые в истории превысили отметку 1000 долларов за унцию, а центробанки-участники CBGA фактически ушли с рынка — в 2011-14 гг он продавали только 5-7 тонн в год.
В ходе четвертого продления соглашения — в 2014 году — лимит на продажи и вовсе был отменен. Золото из хранилищ продолжал реализовывать лишь Бундесбанк (1,8-4,2 тонны в год), и то лишь для чеканки монет.
Де-факто соглашение уже не требуется — рисков массовых продаж золота нет, рынок стал ликвидным и стабильным, говорит управляющий директор по политике центробанков Всемирного совета по золоту Натали Демпстер.
«Изменилось поведение центробанков: в 1999-м они продавали около 500 тонн в год, а теперь стали нетто-покупателями, причем в прошлом году объем покупок стал рекордным за полвека», — говорит она: 651 тонна, или 30 млрд долларов в денежном выражении.
Для долгосрочного роста цен на золото сложились условия, близкие к идеальным, отмечает руководитель инвестиционного департамента UFG Wealth Management Алексей Потапов: ведущие центробанки вновь смягчают и без того мягкую денежную политику, чтобы поддержать рост экономик, а доходности гособлигаций США опустились до уровней, примерно равных текущей инфляции (около 2% годовых), то есть не дают реальной доходности. При этом затянувшийся цикл роста экономики США и рекордные значения S&P 500 заставляют инвесторов готовиться к будущей рецессии, в ходе которой фондовый рынок просядет минимум на треть, прежде чем начнет новый цикл роста.
Стимулирование экономик развитых стран с помощью наращивания публичного долга и смягчения денежно-кредитной политики привело к тому, что совокупные мировые долги оцениваются в 400 трлн долларов при размере мирового ВВП всего 80 трлн, напоминает Потапов.
«Рано или поздно (и теперь уже кажется, что, скорее, рано) этот долговой навес должен будет сдуться», — предупреждает он.
«Один из способов уменьшить долговое бремя, хорошо известный на примере валютных кризисов развивающихся стран, — так или иначе девальвировать национальную валюту. Неоднократные реплики президента США Дональда Трампа по поводу того, что «другие страны обкрадывают Америку», искусственно занижая курсы своих валют, говорит о том, что в какой-то момент в США вполне может сформироваться сильный политический запрос на девальвацию доллара (в той или иной форме), что запустит маховик мировой валютной войны. Золото в таких обстоятельствах может только выиграть», — говорит эксперт.
Leave a Reply