На фоне перипетий украинской внутренней политики почти незамеченным прошло сообщение из Вашингтона о том, что американцы окончательно выходят из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Между тем это решение может оказать серьезное влияние на укрепление обороноспособности нашей страны.
Основной договор был подписан еще в советское время — в 1989-м, после распада СССР в 1992-м его перезаключили. В числе подписантов были Украина, РФ и Беларусь как страны-правопреемники. По этому документу стороны должны воздерживаться от развертывания и серийного производства образцов ракетного оружия с радиусом действия от 500 до 5000 км. Расторжение же договора фактически освобождает Украину от ограничений по реализации своей ракетной программы.
Для Украины при определенных обстоятельствах это может оказаться решающим фактором. Речь идет о реализации крайне амбициозных проектов.
Так, что КБ «Южное» из Днепра уже сейчас активно работает над проектом баллистической ракеты (формально с дальностью полета 280 км) для Саудовской Аравии. Это широко известный проект «Гром» — его пусковую установку даже демонстрировали во время парада на День независимости в 2018-м в Киеве.
И хотя для украинской армии такая программа еще не запущена, иностранные наблюдатели и специалисты по ракетным технологиям утверждают, что саудовский «Гром» со сверхмалой, как для ракеты такого класса, дальностью полета за очень короткое время можно переделать в стратегическую ракету для отечественных вооруженных сил с дальностью поражения целей более 500 км.
Кроме того, на разной стадии реализации находятся еще как минимум два ракетных проекта — противокорабельная ракета «Нептун» от киевского КБ «Луч» и крылатая ракета «Коршун». Интересно, что у последней дальность поражения официально тоже всего 280 км. Но ее вид и размеры наводят на мысль о том, что эту ракету можно отнести к одной категории с американским «Томагавком» или российским «Калибром», чья дальность полета составляет около 2500 км. В случае реализации проекта Украина сможет получить «длинную руку», способную нанести удар по стратегическому тылу врага.
Для нас реализация этих проектов ныне очень важна. После аннексии Крыма Россией Украина попала в сложную ситуацию: была разрушена вся система ее безопасности, которая с 1996-го базировалась на так называемом Будапештском меморандуме, подписанном ведущими ядерными государствами мира. Этот документ формально гарантировал безопасность страны и ее границ. Но весной 2014-го оказалось, что международные гарантии не действуют — нет реальных механизмов их реализации, Украина фактически вступила в военный конфликт с ядерным государством, население которого составляет 140 млн человек.
Втянуться в полномасштабную войну у нашего государства возможностей не было, так что начались поиски альтернативного варианта. Вполне реальным выходом из ситуации могло бы стать вступление в НАТО и прикрытие общим «зонтом безопасности» (как поступили, например, небольшие прибалтийские страны). Но такие перспективы пока более чем призрачны.
Поэтому украинское военно-политическое руководство начало склоняться к созданию неядерных сил сдерживания, которые чисто теоретически могут охладить воинственный пыл противника. Новые возможности для реализации этой концепции предоставил выход США из Договора о ликвидации ракет малой и средней дальности.
Однако рано или поздно Вашингтон и Европа могут договориться с Москвой о новом подобном договоре, и тут уже вопрос, как американцы отнесутся к нашим ракетным амбициям.
С одной стороны, перспектива реальной реализации Украиной ракетной программы может стать неким стимулом для России как можно скорее сесть за стол переговоров с США для подписания нового договора. Причем в интересах россиян сделать это прежде, чем Украина сможет стать равноценной его стороной. Ведь в Кремле четко понимают, что Киев может оказаться куда менее способным договариваться, чем тот же Вашингтон, учитывая прямую военную агрессию в Крыму и на Донбассе.
С другой стороны подобный сценарий развития украинской оборонной стратегии, скорее всего, вызовет сопротивление со стороны «тяжеловесов» НАТО — например, Германии, которая зачастую выступает «лоббистом» российской внешней политики в Европе. Можно надеяться на поддержку со стороны Польши и стран Балтии, реально ощущающих угрозу из-за роста имперских устремлений Кремля. В этих непростых условиях США могут стать своего рода арбитром, сыграв на европейских противоречиях и приняв сторону Украины.
Эта весьма зыбкая конструкция ныне держится на основах внешней политики, которую проводила администрация Порошенко. Как именно поведут себя новые власти — пока непонятно. Однако уже первые заявления в сторону США могут говорить о негативном сценарии общего развития ситуации. Чего стоит, например, заявление секретаря СНБО Александра Данилюка, который на днях заявил о разработке новой повестки дня в сотрудничестве между Украиной и США в сфере безопасности, которая будет существенно отличаться от подхода команды пятого президента Петра Порошенко. Речь идет о появлении некой субъектности по отношении к американскому союзнику. Как это будет реализовываться в условиях полной привязки экономики страны к доллару и учете того фактора, что 92% военной помощи, которую наша страна получает из-за рубежа, родом именно из США, пока решительно непонятно. Но это заявление явно не будет способствовать укреплению взаимоотношений с нашим основным союзником.
Leave a Reply