Для воюющей страны достаточно критичен момент с закупкой вооружений — как у отечественных производителей, так и за рубежом.
В этом плане крайне интересными представляются сообщения западных СМИ. Так, например, одно из испанских информационных агентств 2 августа выпустило большую статью, посвященную визиту нашей военной делегации в Бразилию. Интересно, что идет визит прямо сейчас и возглавляет ее командующий Воздушными Силами Украины генерал-полковник Сергей Дроздов. Так вот, судя по статье, основным объектом, который интересует наших военных, является легкий штурмовик А-29 «Супер Тукано» фирмы «Эмбайэр». Причем утверждается, что уже на этапе согласования находится решение о закупке партии таких машин для Воздушных Сил Украины по американской программе Light Air Support (LAS).
Стоит напомнить, что эта правительственная программа действует с 2012 г. и в ее рамках были осуществлены поставки партии таких машин для ВВС Афганистана, Ливана и других стран. Причем схема интересная — самолеты собираются на территории США и поставляются дружественным странам как кредитные государственные обязательства с рассрочкой на несколько лет.
При этом вполне естественно, что довольно ощутимо возрастает цена вопроса — так, если напрямую покупать в Бразилии подобный штурмовичок будет стоить $14 млн, то в случае участия в программе LAS — уже $18 млн (правда, с поставками запасных частей и обслуживанием).
В случае принятия положительного решения по вопросу закупок для отечественных Воздушных Сил есть как «плюсы», так и «минусы».
Прежде всего такие машины покупают страны, которые имеют крайне ограниченный финансовый ресурс — в качестве замены для боевых вертолетов. И главное тут — цена. Самый дешевый боевой вертолет на рынке — российский Ми-35М стоит $36 млн, о цене АН-64 «Апач» даже не стоит заводить разговор.
К плюсам штурмовика как правило относят возможность действия с любых взлетно-посадочных полос, в том числе грунтовых аэродромов. А также возможность использовать машину для совершенствования боевых навыков пилотами реактивной авиации. Правда, учебно-боевых машин у нас пока хватает, но универсальность для самолетов была всегда не лишней.
Так как самолет изначально проектировался как антипартизанский, то он неплохо вооружен: в крыле располагаются два крупнокалиберных 12,7-мм пулемета FN Herstal M3P с боезапасом по 200 патронов на ствол. Также под фюзеляжем самолета может быть установлена скорострельная 20-мм авиационная пушка, а на подкрыльевых узлах подвески дополнительно можно разместить еще два 12,7-мм или сразу четыре пулемета калибра 7,62-мм (боекомплект 500 патронов на ствол).
Всего на самолете имеется пять жестких точек подвески (одна под фюзеляжем и 4 под крылом) с максимальной боевой нагрузкой в 1500 кг.
Интересно, что производитель говорит о возможности использования даже управляемых ракет класса «воздух-воздух» ближнего радиуса действия (класса AIM-9 «Сайндвиндер»), а также свободнопадающих или корректируемых авиабомб Mk 81 (119 кг до 10 бомб) или Mk 82 (227 кг до 5 бомб). Помимо этого, возможна подвеска пусковых блоков SBAT-70/19 или LAU-68 для 70-мм неуправляемых авиационных ракет.
Однако вот тут кроется и «минус» для нас — авиационное вооружение НАТОвского образца не является стандартным для нас. И поэтому вполне вероятно понадобиться «допиливание напильником» для возможности применения советских образцов — тех же бомб ФАБ-100, — 250, а также неуправляемых ракет калибра 80 мм (благо их производства освоено у нас не так давно).
Но есть и обоснованные сомнения в эффективности применения подобных турбовинтовых машин в условиях, например, Донбасса. Машина проектировалась для борьбы с партизанами. А какое вооружение доступно бандформированиям — зенитные пулеметы, автоматические пушки, максимум ПЗРК. Поэтому «Супер Тукано» хотя и имеет достаточную большую высотность, однако явно недостаточную для действий против эшелонированной по высоте ПВО — а именно то, что мы наблюдаем у оккупационных корпусов на Донбассе.
Как показали события лета 2014 г. без управляемого авиационного вооружения даже специализированные штурмовики Су-25 были достаточно простыми целями для российских комплексов типа «Оса-АКМ» и «Панцирь С.1».
Но тут интересен другой момент — для поставок в Ливан Пентагон оснастил A-29 «Супер Тукано» управляемыми противотанковыми ракетами AGM-114 «Хеллфайр», а также управляемыми авиационными бомбами GBU-12 и GBU-58 «Пэйвуэй-2». Причем это вооружение не было включено в базовый пакет, предусмотренный одобренной государственным департаментом США поставки Ливану в рамках программы «Иностранные военные продажи». А дальность применения того же «Хеллфайра» — 11 км, что уже увеличивает шансы для выживания штурмовика над полем боя.
Но в любом случае при той насыщенности системами ПВО на Донбассе в случае массированного применения «бразильских Ил-2» потери летного состава могут оказаться достаточно большими. Выход для большинства стран уже найден — ударные беспилотники. Однако машины тактического уровня еще достаточно дороги и эффективные образцы доступны только достаточно высокоразвитым странам. Нам же пока приходиться довольствоваться турецкими машинами, которые имеют явно недостаточные ударные возможности и полноценно заменить ни боевые вертолеты, ни Су-25 не могут. Да и цена зашкаливает, что опять-таки не позволяет говорить о массовом насыщении армии в целом.
В тоже время получение западных машин даже с ограниченными возможностями, но сейчас большой плюс для Воздушных Сил Украины в целом. Ведь необходимость замены парка как самолетов, так и вертолетов уже назрела и перезрела. А начинать с чего-то надо. Хотя бы с вот таких относительно простых и дешевых машин, для которых собственно говоря и не нужна очень серьезная подготовка летчика. А значит вполне реально переучить нынешних летчиков и быстро подготовить новых. Параллельно приводя всю аэродромную структуру к западным стандартам. А дальше уже можно говорить уже о тех же F-16 или других универсальных машинах подобного класса.