Скачок курса — на 1,7% за день — стал рекордным с ноября прошлого года. Евро подорожал на 1,11 рубля — до 73,5125 рубля.
Рынок нефти, накануне отвоевавший отметку 60 долларов за баррель Brent, спикировал почти на 5% с 61,08 доллара на открытии торгов фьючерсы на североморский сорт обвалились до 58,6 доллара. Контракты на WTI потеряли еще больше — 4,8%, до 54,39 доллара за баррель.
Котировки рисковых активов по всему миру оказались под шквалом мрачной макростатистики и получили «сигнал тревоги» с рынка государственного долга США, констатирует главный экономист High Frequency Economics Карл Вайнберг.
В пятницу кривая доходности американских облигаций впервые с 2008 года стала инвертированной на участке 2 года — 10 лет: ставки по 2-летним бумагам превысили показатели 10-леток (1,632% годовых против 1,63%).
На протяжении последних 50 лет такое положение дел всегда сигнализировало о предстоящей рецессии в США, напоминает стратег Сredis Suisse Джонатан Голуб. И хотя научной теории, строго доказывающий, что обратный вид кривой доходности предвещает кризис, нет, накопленная статистика неумолима: в среднем с момента инверсии до начала экономического спада проходило 22 месяца.
В норме ситуация на долговом рынке должна быть обратной: риски инвестирования на долгий срок выше, что, как правило, вынуждает кредиторов платить больше за привлеченные денежные ресурсы, объясняет маркоэкономическую подоплеку директор по инвестициям «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов.
Тот факт, что ставки по долгосрочным бондам ниже краткосрочных говорит о том, что ослабевает спрос на инвестиционные ресурсы — бизнес не видит возможности для эффективных вложений, в то время как деньги по-прежнему в избытке, что характерно для поздней стадии бизнес-цикла, говорит он.
Поступающая макростатистика подливает масло в огонь мрачных настроений, говорит Вайнберг: промышленность Китая в июле выросла с минимальной за 17 лет скоростью (на 4,8%), в Германии во втором квартале производство упало на 5%, а экономика начала сокращаться — ВВП потерял 0,2%.
«Пессимизм в отношении глобальной экономики усиливается», — констатирует Марк Оствальд, глобальный стратег ADM Investor Services в Лондоне: инвесторы бегут в надежные гособлигации, которые все еще предлагают положительную доходность, чаще всего в долгосрочные бумаги с более высокой отдачей, чтобы защитить свои средства в условиях замедления глобального роста.
Не желающий рисковать капитал уходит с развивающихся рынков, из акций и с кредитных рынков — это снижает доступность ресурсов для бизнеса, отмечает главный экономист ING Джеймс Найтли.
Надежды на перемирие в торговой войне США и Китая, появившиеся накануне, тем временем оказались разбиты, а ралли на биржах во вторник превратилось в «отскок дохлой кошки».
К 18.29 мск S&P500 рухнул на 2,18%, Dow Jones — на 2,22%, а Nasdaq — на 2,43% после того, как министр торговли США Уилбур Росс сообщил, что США отложить до декабря введение 10-процентных пошлин на 300 млрд долларов китайского импорта не привело ни к каким ответным уступкам.
Хотя дальнейшие телефонные переговоры уже запланированы и состоятся через две недели, дата следующего раунда личных встреч до сих не назначена, сказал Росс.
Единственной надеждой для рынков остается запуск печатных станков в Европе и США. ЕЦБ уже анонсировал выдачу бесплатных долгосрочных кредитов для банков и рассматривает возможность возобновить скупку активов.
ABN Amro ожидает покупки в размере 70 млрд евро в месяц в течение девяти месяцев, Morgan Stanley прогнозирует QE на уровне от 45 до 60 млрд евро в месяц в течение как минимум одного года. По оценкам Goldman Sachs, ЕЦБ потратит в общей сложности до 300 млрд евро.
Что касается ФРС США, то свет на ее планы может пролиться 22-24 августа, когда состоится ежегодный симпозиум в Джексон-Хоул, говорит Найтли из ING. Пока же рынки кричат о том, что центробанки опаздывают со стимулами, резюмирует Оствальд.
Leave a Reply