Девять месяцев занял отбор эскизов государственного герба Израиля. Шаг за шагом знакомый сейчас всем образ обрел воплощение.
За два дня до провозглашения государства его создатели, Народное правление (временный орган управления ишувом), «вспомнили», что они еще не договорились об одной важнейшей для молодого государства детали – о его названии. Удивительно, но для решения хватило одного заседания: из названий «Палестина», «Сион» и других с большим отрывом победило «Израиль». Первый вариант был отвергнут из-за возможной путаницы с будущим арабским государством, второй – из-за негативной коннотации слова «сионизм» среди арабов.
Через три недели после провозглашения государства правительство призвало граждан предложить дизайн флага и государственного герба. Рекомендации оставляли участникам определенную свободу действий. Цвета рекомендовались светло-синий, белый «и любой дополнительный цвет по вкусу художника». «В теле» герба – светильник с семью ветвями и семью звездами. И два важных комментария: «любое другое предложение или идея будут рассмотрены», «правительство не обязуется принимать какое-либо предложение из представленных материалов». Не было указано, какие надписи должны быть на значке и какое обрамление. Последним сроком подачи заявок определили 14 июня 1948 года.
Некоторые из предложений, отклоненных государственным отборочным комитетом.
Так начались «девять месяцев беременности». В комитет по отбору поступило 450 предложений, представленных 164 участниками. Одно за другим все предложения были отклонены. В последний момент возникло еще одно – Габриэля и Максима Шамира из художественной студии Shamir Bros. Комбинация пяти компонентов предложения братьев Шамиров убедила комитет наконец сделать выбор.
Один из первых набросков, поданных братьями Шамир в комитет по выбору государственного герба
Лампа и звезды появились, как требовали условия тендера. К ним братья Шамиры добавили три новых элемента: оливковые ветви, щит и цвет. Они выбрали лампу в современном стиле. «Мы намеревались создать современный символ и отказаться от традиционности», говорится в интервью газете «Маарив».
Скан статьи «Из еврейских наук родился символ государства Израиль». Маарив, 18.02.1949
Оливковые ветви добавлены, потому что они полагали, что это было «самым прекрасным выражением любви народа Израиля к миру». В том же интервью братья рассказали, что тщательно изучили гербы всех стран. Они обнаружили, что ни в одном гербе не было светильника, а звезда Давида встретилась единожды. Они поняли, что подавляющее большинство государственных гербов было в форме геральдического щита, традиционного в былые времена для королевских домов и дворянских семей.
Братья Шамиры на снимке 1970-х годов. Фото из архива Йорама Шамира
Членам комитета понравились оливковые ветви как символ мира. Они предпочли их символам «лулав» (закрытый лист финиковой пальмы, один из четырех священных атрибутов правздника Суккот), «этрог» (цитрон, тоже используемый в суккот) и «шофар», поскольку решили избегать использования религиозных символов.
Хотя в целом дизайн был одобрен, братьям было предложено внести некоторые изменения. Во-первых, добавить в герб название «Израиль».
Во-вторых, заменить современный светильник тем, что выгравирован на рельефе ворот Тита в Риме.
Рельеф изображает процессию рабов и солдат, возвращающихся в Рим после победы римлян над Иудеей и разрушения Иерусалимского храма в 70 году нашей эры. Использование римского рельефа в гербе было призвано символизировать торжество исторической справедливости.
После изучения подготовленных братьями новых двух вариантов комитет решил отказаться от звезд. Окончательное предложение было представлено Временному правительству (Минхелет ха-ам) 10 февраля 1949 года и единогласно принято.
Статья «Герб без звезд». Еженедельник «Этот мир». 22.04.1993
Спустя несколько дней в официальной газете Временного государственного совета была опубликована подписанная его председателем Йосефом Шпринцаком «Декларация о государственном гербе». Несколько месяцев спустя братья Шамиры подготовили окончательный вариант символа.
Эскиз последней версии государственного герба 1949 года. Эскиз подписан премьер-министром Давидом Бен-Гурионом.
Помимо воодушевления разразилась и критика, в основном – по поводу выбора светильника, не соответствовавшего буквальному описанию лампы Храма в книге Исход (25\31-40).
Менора в книге Исход – «золотой семиствольный светильник с миндалевидными чашами масляных ламп» (позже – свечей). Сам Г-дь подробно объясняет Моше, как делать Менору. В последовавших комментариях (мидрашах) объяснения Г-да для Моше оказались сложны, и Вс-вышний сам сотворил первую, Иерусалимскую менору. В момент разрушения Первого Храма эту менору сумели сохранить, во время мятежа Маккавеев она попала к римлянам, но Иегуда Маккавей сделал новую, которую в момент разрушения Второго храма тоже была увезена в Рим. В каббале менора получила множество символических и мистических толкований.
Страница из Каталанской Торы герцогов Сассекских. Середина XIV века. Британская библиотека.
Братья Шамиры остроумно ответили на все обвинения. Их статья, опубликованная 21 февраля 1949 года в газете «Йедиот Ахронот», гласит: «Что лучше для художников: картина, которая была одобрена, но забыта – или подвергнута жесткой критике и прославилась?»
https://stmegi.com/posts/72869/kak-vybirali-gosudarstvennyy-gerb-izrailya-/
Leave a Reply