«Это был не новый запуск снаряда, а миссия по спасению ракеты, утраченной во время предыдущего испытания. Был взрыв на одном из судов, принимавших участие в операции. Он спровоцировал реакцию в активной зоне (реактора) ракеты, которая привела к утечке радиации», — сказал источник.
Российская ракета с ядерным двигателем «Буревестник», один из шести видов нового оружия, представленного президентом Владимиром Путиным в марте 2018 года, тестировалась пять раз. Последние испытания состоялись в начале текущего года, а до этого произошло еще четыре пуска в период с ноября 2017-го по февраль 2018-го, каждый из которых завершился неудачей, полагают спецслужбы США.
Плод госпрограммы вооружений, стоившей бюджету 20 триллионов рублей за 10 лет, и имеющая, по словам Путина, неограниченную дальность, ракета ни разу не смогла преодолеть больше 35 км, а самый короткий полет продолжался 4 секунды, отмечают источники CNBC.
Ракета, как считает разведка, использует обычный твердотопливный двигатель для взлета и подключает ядерную силовую установку на траектории. На этапе ее включения и возникают проблемы, говорят источники CNBC.
Если бы операция по спасению ракеты прошла успешно, она могла бы стать прообразом будущих аналогичных операций, говорится в докладе разведки.
Минобороны, напомним, изначально заявило, что выброса вредных веществ в результате ЧП не было, а администрация Севердвинска, признавшая «кратковременное повышение» радиационного фона в городе, удалила сообщение со своего сайта.
Однако спустя четыре дня об обнаружении радиоактивного йода в пробах воздуха сообщило Агентство по радиации и ядерной безопасности Норвегии (DSA). Количество радиоактивных изотопов, выбросом которых, как правило, сопровождаются аварии на промышленных ядерных реакторах, было, по норвежским данным, «очень низким» и не представляющим угрозы для здоровья.
Спустя четыре дня, 19 августа, стало известно, что две станции мониторинга радиации — в Дубне и Кирове — перестали передавать сведения в международную сеть радиационного и сейсмического мониторинга. На следующий день отключились еще две станции — в чукотском Билибине и алтайском Залесове.
Передача этих данных является добровольной, заявил, комментируя ситуацию, замглавы МИД РФ Сергей Рябков. Он подчеркнул, что инцидент в Архангельской области «не должен иметь никакого отношения к деятельности» временного технического секретариата Организации договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ОДВЗЯИ), которая и начала бить тревогу из-за отсутствия российских данных.