Политики и эксперты Запада: время потепления с Россией еще не пришло

В США и Европе критически относятся к смягчению позиции в отношении действий Владимира Путина после обмена удерживаемыми между Москвой и Киевом

После того, как в конце прошлой недели Россия и Украина обменялись заключенными (при всей разнице причин, по которым люди с обеих сторон оказались в заключении), на Западе стали более громкими разговоры о том, что с Москвой пора налаживать отношения.

Президент Франции Эммануэль Макрон отправил в Москву министров иностранных дел и обороны, демонстрируя этим возможность сотрудничества с российским руководством в сфере безопасности. Макрон также высказался против введения каких-либо новых санкций в отношении России.

В Вене 9 сентября состоялась встреча между чиновниками США и России по антитеррористической тематике, и в Госдепартаменте США заявили о желании продолжать с Россией диалог в этой сфере. Ранее президент США Дональд Трамп высказывал желание вернуть формат «Большой восьмерки» вместе с Россией, чем вызвал критику со стороны своих коллег по G7.

Сам Владимир Путин, комментируя на прошлой неделе возможность возвращения России в этот клуб, заявил, что, если формат G8 будет восстановлен и члены группы захотят приехать в Россию, то «здесь им будут только рады».

Означает ли последнее развитие событий, что Запад готов стать более мягким в отношении действий Путина, и стоит ли лидерам западных стран добиваться потепления отношений с Москвой?

 

Пол Гобл: Лидеры Запада нетерпеливы и торопятся договориться с Москвой

Специалист по России Пол Гобл (Paul Goble), в прошлом – один из руководителей «Радио Свобода/Свободная Европа», указывает в интервью Русской службе «Голоса Америки» на недостатки в подходе нынешнего руководства Запада к России: «Владимир Путин хорошо осознает две вещи, касающиеся нынешних лидеров западных стран. Во-первых, они очень нетерпеливы, они не хотят ждать и хотят достигать всего быстро и, по возможности, легко. То есть, если даже кто-то предлагает подождать, пока какие-то действия сработают, то в ответ включается целый хор призывающих не ждать и возобновить общение с Владимиром Путиным прямо сейчас. И во-вторых, Запад готов быть благодарным Путину только за то, что он прекратит делать то плохое, что делает, и ему даже не надо делать что-то хорошее – надо просто прекратить некую часть его злонамеренных действий, и благодарность уже последует».

«То есть, если Путин больше не вторгается в другие страны, люди начинают говорить, что «ну, он же только в одну вторгся, с этим можно примириться». Сам Путин не слишком умен, но он играет против лидеров, которые еще менее сообразительны, и готовы довольствоваться тем, что он либо идет на небольшие уступки, либо просто выжидает», – поясняет Пол Гобл.

Аналитик сомневается, что западным странам хватит стойкости и терпения, чтобы дождаться результатов своего давления на Россию: «Я не уверен, что режим санкций против России сохранится, если Путин хотя бы чуть-чуть уступит по Донбассу, и я думаю, что это отражает серьезнейшие проблемы с лидерством на Западе – эти люди не готовы рассматривать Россию как экзистенциальную угрозу, хотя это так и есть. Они также не готовы ждать результата, они очень хотят куда-то двигаться все время, и поэтому готовы использовать что угодно, что может представить Москву в более выгодном свете. Путин это понимает, он способен ждать – как он ждал после вторжения в Грузию в 2008 году, как он ждет сейчас после вторжения в Украину».

В ХХ веке Запад также в какой-то момент пришел к «разрядке напряженности» в отношениях с Москвой, но тогда, по мнению Пола Гобла, все понимали ограничения такого подхода: «В 1970-е годы западные страны хорошо понимали, за какую линию нельзя заходить в договоренностях с СССР. Никто не хотел быть обвиненным в том, что он “слишком мягок в отношении коммунизма”. Поведение Запада в ходе “холодной войны” было комбинацией усилий тех, кто реально верил в важность вопросов прав человека, и делового сообщества, которое очень плохо относилось к коммунистическим идеям. И они действовали вместе. А США во многом определяли погоду в отношениях Запада с СССР, поэтому наш подход к этому был важен для всех. Сейчас нет ничего подобного».

«Есть одна очень важная вещь, которая должна учитываться: Путин и его дружки готовы тратить очень значительную часть того огромного богатства, которое они накопили, чтобы наносить ущерб западной демократии. И поэтому мы должны твердо не допускать этого, поэтому мы должны, в частности, помогать Украине выстоять против Путина: мы делаем это не только ради Украины, мы делаем это ради самих себя» — говорит Пол Гобл.

 

Майкл Беннет: Россию нельзя присоединять к G7 из-за ее действий по разобщению Запада

Сенатор-демократ от Колорадо Майкл Беннет (Michael Bennet), только что выпустивший книгу «Разобщая Америку: как Россия взломала соцсети и демократию» (Dividing America: How Russia Hacked Social Media and Democracy), уверен, что для разговоров о возвращении России в клуб развитых демократий нет причин, и что в Белом доме должны это понимать. Такое мнение Майкл Беннет высказал на презентации своей книги в Центре стратегических международных исследований, отвечая на вопрос «Голоса Америки»:

«Я не думаю, что Россия должна быть допущена в “Большую семерку” – и из-за Украины, и из-за их вмешательства в США. У нас сейчас, к несчастью, президент, который до сих пор отказывается признать, что это вмешательство было, который стоял рядом с Путиным в Хельсинки и говорил, что не видит причин, почему бы российскому президенту нужно было бы лгать, говоря, что такого вмешательства не было, и который принял на веру точку зрения Путина вместо доверия к разведке своей страны».

Сенатор убежден, что Россия наносит ощутимый вред, сея рознь в соцсетях и разжигая вражду между сообществами в США и Европе: «Я знаю из бесед с руководителями в Западной Европе, насколько сильно они озабочены отсутствием нашего лидерства в этом вопросе. Они знают, что самостоятельно защититься от России они не смогут. Они очень обеспокоены тем, как Россия способствует росту ультраправых настроений в Европе, тем, о чем я пишу в своей книге».

«У нас, как это показано в моей книге, Россия действовала во всех направлениях – они одновременно накачивали поддержку у таких тем, как «Жизнь чернокожих имеет ценность» (Black Lives Matter), и в то же время публиковали посты в поддержку действий полиции (по подавлению протестов афроамериканцев – Д.Г.). Главная их цель – посеять противоречия и разобщенность в нашем обществе» – считает американский политик.

Майкл Беннет уверен, что противостояние информационной агрессии Москвы нужно усиливать: «Наша администрация – если бы у нас в Белом доме был кто-то, кто к этому серьезно относится – должна была бы ввести серьезные санкции против России за эти действия. Мы должны были бы сами предпринять какие-то действия – не те же самые, что предприняли они, но нечто, что бы заставило их понять, что наказание последует. И мы должны были бы быть впереди наших европейских коллег в этой борьбе, быть во главе этой борьбы».

 

Альфияз Вайя: Возвращение России за «общий стол» будет контрпродуктивным

Координатор Антирасисткой группы в Европейском парламенте Альфияз Вайя (Alfiaz Vaiya), выступивший 11 сентября на слушаниях в Конгрессе США о росте ультраправых настроений в Европе, подтверждает в интервью «Голосу Америки», что российское вмешательство и влияние по-прежнему вызывает серьезное беспокойство в Европе: «Россия пыталась вмешиваться в выборы как в США, так и в Европе. В Европе она это делала как с помощью поддержки определенных политических сил – как крайне правых, так и крайне левых, иногда напрямую деньгами – так и с помощью разжигания противоречий, уже существующих в европейских странах. Мы видели, как отдельные европейские политики ездили в Россию и в Крым, а потом мы увидели, в каком объеме они действуют онлайн: в 2016 года это было на выборах в США, а потом во время кампаний в Европе».

Европейский политик уверен, что попытка более мягкого подхода к действиям Владимира Путина несвоевременна: «Мы видим сообщения о попытках нового диалога с Россией, попытках опять пригласить их за общий стол, так сказать. Но я уверен, что такие действия были бы контрпродуктивными, даже если посмотреть на это через призму того, что происходит внутри самой России. Мы видели этим летом, как люди в Москве выходили на улицы с протестами, мы также знаем, что экономическая ситуация в России не улучшается, то есть сейчас позиции Путина ослаблены. И когда, недавно, европейские лидеры – и тогда среди них был Макрон – ответили Трампу на его слова о возвращении России в «Большую восьмерку», что еще не время для этого, я счел этот ответ правильным. Путин не сделал ничего для возможности такого возвращения».

По словам Альфияза Вайи, Европа и США должны настаивать на том, что Россия стала ответственной демократической страной: «Мы должны ясно дать Путину понять, что аннексия Крыма все равно неприемлема, что продолжение его экспансии на территории соседей, будь то Украина или Грузия, тоже неприемлемо, и что демократия, верховенство закона должны поддерживаться».

https://www.golos-ameriki.ru/a/us-experts-say-it-is-not-the-time-to-be-soft-with-the-kremlin-yet/5080398.html?utm_source=twitter&utm_medium=social&utm_campaign=dlvr.it