В документе на 2020-22 гг ЦБ отмечает ухудшение внешних условий: замедление темпов роста мировой экономики на фоне усиления торговых противоречий.
В этой ситуации российская экономика, зависимая от экспорта энергоносителей, может одновременно столкнуться с рисками чрезмерного сжатия инфляции и высокой волатильности курса рубля, говорится в заключении, размещенным в единой электронной базе Думы.
«В новом нестабильном глобальном контексте», пишут депутаты, логичным выглядит «переход режиму мягко регулируемого валютного курса рубля». Значение курса должен установить ЦБ «в диапазоне, определяемом фундаментальными факторами состояния российской экономики».
Это позволит оживить инвестиционный и потребительский спрос и поддержать финансово-экономическую стабильность в стране, полагает комитет.
Одновременно потребуется ввести дополнительные ограничения на операции с иностранной валютой, прежде всего спекулятивные.
Актуальность мер по усилению валютного регулирования и валютного контроля связана с санкционным давлением на Россию, торговыми войнами и «протекционизмом США», которые создают риски неопределенности для глобальной финансовой системы и мировой экономики, говорится в заключении комитета.
«Понизить степень уязвимости российской экономики к внешним шокам было бы возможно посредством введения валютных ограничений на отток/приток спекулятивного капитала в сочетании с обеспечением строгого надзора за исполнением субъектами внешнеэкономической деятельности норм и требований валютного контроля», — предлагает комитет.
Напомним, режим управляемого валютного курса работал в России с 1999 года: ЦБ устанавливал коридор значений валютной корзины, и если доллар или евро пробивали границы вверх — начинал продавать валюту на бирже, а если вниз — покупать.
Так искусственно ограничивались колебания рынка. В 2013 году при выходе курса из диапазона на 1 рубль ЦБ покупал или продавал 70 млн долларов; на 2 рубля — 200 млн долларов, на 3 рубля — 400 млн долларов.
В 2014 году, когда по рублю ударили санкции и обвал цен на нефть, такая политика привела к тому, что ЦБ за полгода потерял 63 млрд долларов резервов.
В ноябре 2014-го Банк России отказался от валютного коридора, отправив рубль в «свободное плавание». Формально оно продолжается до сих пор. Но на деле ЦБ снова вышел на рынок 2017 году — на этот раз чтобы не допустить укрепления рубля. Третий год в интересах Минфина центробанк покупает на рынке валюту на доходы бюджета от нефти дороже 40 долларов за баррель.
Без этих операций рубль был бы существенно крепче, признался в прошлом году глава МЭР Максим Орешкин: «Если бы мы не сделали то, что мы сделали, то при цене 80 доллар за баррель рубль бы пошёл туда, где он был до кризиса — 50 рублей за доллар и ниже бы уходил».
Leave a Reply