Дар Божий, или Смерть «израильского Джеймса Бонда»


На позапрошлой неделе в Атлите, в возрасте 94 лет умер человек, которому был вынесен смертный приговор во многих арабских странах. Его звали Дар. Авраам Дар.

Он был один из тех, кто заложил основы израильской разведывательной системы. Он планировал и участвовал во многих разведоперациях, а в конце 50-х годов создал шпионскую сеть в Египте. Будучи человеком восточного происхождения, он с легкостью превращался в европейца, меняя прикрытие от одного задания к другому — вылитый хамелеон, настоящий клад для разведки.

Дар родился 28 сентября 1925 года в семье иерусалимских старожилов; во время Первой мировой войны его отец служил в одной роте с легендарным Йосефом Трумпельдором.

Летом 1942 года Авраам Дар окончил школу и пошел на службу в британские военно-морские силы, а в сентябре того же года вступил в ряды ПАЛЬМАХа, попутно в Кейсарии пройдя курс военно-морской подготовки. Вплоть до самого окончания британского мандата он исполнял особые поручения, включая сбор разведданных, точечную ликвидацию, а также закупку оружия, а в 1947 году стал начальником отдела закупок ПАЛЬМАХа. Выполняя одно из заданий, он установил взрывное устройство в хайфском гараже, чтобы не дать арабам вывезти заминированную машину скорой помощи, которая была предназначена для убийства евреев.


С 1949 года Дар работал в арабских странах и в Иране, где организовывал нелегальную переправку евреев в Эрец Исраэль. А в 1951 году создал шпионскую сеть в Египте. Выдавая себя за английского бизнесмена Джона Дарлинга, израильский разведчик занимался поставкой в Египет дефицитного сантехнического оборудования и подружился с руководителями «Братьев-мусульман», которые как-то заявили ему, что воевали с евреями в Израиле и «евреи — это микробы». На что «англичанин» Дар невозмутимо ответил: «Если евреи — микробы, вы от них заболеете».

Одновременно с торговлей Дар вербовал в Египте все новых людей, используя в качестве связной Марсель Ниньо, которая скончалась в прошлом месяце.

В 1954 году сеть, которую создал Дар, стала функционировать уже без его участия. Его агентам было приказано осуществить теракты против западных объектов в Египте, чтобы подорвать отношения Каира с Западом, в особенности, США и Великобританией, и сорвать план вывода британских войск из Египта. Все кончилось разоблачением и арестом одиннадцати агентов, из которых двух повесили, двое покончили с собой в тюрьме, а шестерых приговорили к длительным срока лишения свободы. Только одному удалось скрыться за границей — как выяснилось впоследствии, в обмен на выдачу всей сети. Самого Дара заочно приговорили к смертной казни.

В Израиле провал шпионской сети вызвал колоссальный общественно-политический скандал. Дар встречался с тогдашним министром обороны Пинхасом Лавоном и его неприятно поразило, что министр не хочет знать правду о причинах трагической неудачи, пытаясь обвинить людей, совершенно к ней непричастных. «Судя по всему, Лавон не хотел слышать от меня той информации, которая проливала свет на истинное положение вещей», — написал Дар в своих мемуарах.


В 1956 году Авраам Дар, будучи уже в звании майора «Моссада», принял участие в Синайской кампании: в частности, он отвечал за связи с французской разведкой в Порт-Саиде, а затем способствовал тайной переправке в Израиль 67 египетских евреев. Он также приложил колоссальные усилия, чтобы добиться освобождения своих агентов, находящихся в заключении в Египте.

Успешно занимаясь разведывательной деятельностью, Дар сформировал подразделение, на базе которого впоследствии был создан спецназ генштаба. С этой целью Дар привлек израильских бойцов – египетского, сирийского и иракского происхождения, и обучил их действовать в тылу врага.

Однако Дар отказался вовлечь в работу знаменитого израильского разведчика Эли Коэна – «он был чересчур активен, любил развлечения, обаятельный, забавный, остроумный человек, который сразу обращает на себя внимание и бросается в глаза. То есть полная противоположность тому, что я искал», — пояснил Дар в одном из интервью. Как известно, впоследствии Коэна направили в Дамаск, где он занимался сбором важнейших разведданных, но был разоблачен и казнен.

Многие из миссий, выполненных Даром, до сих пор засекречены и вряд ли станут известны в ближайшее время. По его словам, «их вообще никогда нельзя раскрывать, потому что у них нет ни начала, ни конца». А на все расспросы журналистов он ответил коротко: «Скажем так, я был приговорен к смертной казни во многих арабских странах».


Завершив карьеру в спецслужбах, Дар стал фермером, а с 1971 года руководил Институтом экспорта. В одном из последних интервью он сказал: «После армии я не получал никакой зарплаты, никакой пенсии, никогда не заполнял никаких бланков. Не хотел. Потому что думал, что это повредит моей независимости».

До чего типично для государства, которое живет подвигами своих героев-разведчиков, что ни один человек из системы обороны и безопасности не пришел на похороны Авраама Дара — ни начальник генштаба, ни начальник военной разведки, ни директор «Моссада», ни командир спецназа генштаба. Никто из них не пришел, чтобы отдать должное самому прославленному израильскому разведчику, который ушел так же незаметно, как прожил большую часть своей феерической жизни.

Марк Котлярский, «Детали», по материалам «ХаАрец» и Walla. На фото: Авраам Дар. Фото из семейного архива