«Ударом ниже пояса» переход к особу особому режиму самоизоляции уже стал для предприятий розничной и оптовой торговли. В этом секторе не востребованными могут остаться 4,192 миллиона работников, или 5% рабочей силы в стране.
Паралич торговли на уровне розницы бьет по логистике — транспортные компании и операторы складов могут оставить без работы 1,525 миллиона человек.
Третье место среди жертв пандемии занимают гостиницы и рестораны: 1,395 млн сотрудников сферы гостеприимства и общественного питания рискуют пополнить армию безработных.
К ним могут присоединиться 1,268 млн человек занятых в строительстве. Это в том числе трудовые мигранты, не имеющие ни медицинской страховки, ни возможности вернуться на родину.
Без заработка останутся 588 тысяч научных работников, а также почти миллион риэлтеров (операции с недвижимым имуществом), музыкантов, фитнесс-тренеров и других представителей сферы «культуры, спорта, организации досуга и развлечений», следует из данных ЦМАКП.
Остановка закупок и разрыв цепочек поставок сулит потерю заработка 276 тысячам работников сельского хозяйства, более полумиллиона человек лишатся занятости в производстве. Максимальные потери понесут фабрики одежды, кожи и обуви (229 тысяч человек), а также металлургия (253 тысячи).
Российская экономика исчерпала сырьевую модель и даже при дорогой нефти была неспособна к интенсивному росту, теперь же сочетание «карантинного шока» и резкого падения «нефтяных доходов» порождают «идеальный шторм»: сжатие внутреннего спроса приведет к тому, что существенная часть распустивших персонал предприятий просто не смогут полноценно открыться вновь, и чем дольше продлится карантин, тем жестче будет этот эффект будет жестче, отмечает ЦМАКП.
Если государство не решится влить в экономику хотя бы триллион рублей сверх запланированного в федеральном бюджете, ВВП упадет на 3% в этом году и 0,8% — в следующем, растеряв весь рост, который Росстат по крупицам выжимал последние четыре года (3,7%), следует из расчетов ЦМАКП.
В результате 6-летний период после присоединения Крыма обернется для экономики «бегом на месте»: ее денежный размер на конец 2021-го будет не отличим от начала 2014-го. Оплатить кризис придется как населению — через сокращение потребления на 2,6%, так и бизнесу, которому придется на 7% урезать инвестиции.
В «конструктивном сценарии», который предполагает допрасходы бюджета на триллион рублей, экономический спад удастся сдержать на уровне 2,3-2,5% в 2020 году и 0,5-0,8% в 2021-м, отмечает ЦМАКП.