Крах исламистской социальной инженерии Эрдогана

Несмотря на бесспорную популярность Эрдогана и его долгое авторитарное правление, демография и социология показывает, что турки не поддаются диктату исламистской социальной инженерии. Такой вывод делает известный турецкий аналитик Бурак Бекдил в недавнем обзоре Центра стратегических исследований им. Бегина-Садата.

Президент Турции Эрдоган не проиграл ни одних выборов, включая муниципальные с тех пор как его партия ПСР («Партия справедливости и развития») пришла к власти в ноябре 2002 года. Это — безупречные результаты для политика. Однако, как замечает эксперт, Эрдоган хочет большего, чем просто побеждать на выборах раз за разом. В 2012 году он объявил, что его политическая миссия — «воспитать верующее поколение». Это гораздо более амбициозная задача, чем просто победа в избирательных кампаниях.

Как замечает Бекдил, опираясь на данные социологических исследований, за 18 лет правления Эрдоган не смог достичь своей политической миссии. Так, турецкое социологическое агентство «Optimar» указывает, что если в 2017 году 99 процентов турок идентифицировали себя как мусульмане, в 2019 году эта цифра снизилась до 89,5. По опросам агентства Konda, проведенного в 2019 году, выяснилось, что турецкая молодежь реже, чем другие слои населения, относит себя к «религиозным консерваторам».

Другое исследование в рамках программы ОЭСР по международной оценке учащихся показало, что 54 процента учеников религиозных школ не считают себя тесно связанными со школой. Но еще красноречивее результаты исследования международного фонда Ipsos, по которому только 12 процентов турок доверяют исламским священнослужителям — худший показатель после политиков, которым доверяют 11 процентов.

Целевое исследование, проведенное среди консервативно настроенных молодых людей, показало, что они не верят ни в будущее своей страны, ни других исламских стран. Турецкий фонд SODEV опросил молодых людей в возрасте от 15 до 25 лет, готовы ли они уехать за границу, если им предоставят такую возможность. Почти половина, 47,3 процента молодых людей, поддерживающих Эрдогана, заявили, что предпочтут жить за границей.

В частности, их спросили, хотят ли они жить в Швейцарии на 5000 долларов в месяц или в Саудовской Аравии на 10 000 долларов в месяц. 60,5 процентов заявили, что предпочитают Швейцарию.

Почему же националистически настроенные, религиозные, консервативные, поддерживающие Эрдогана молодые турки предпочитают жить в христианской европейской стране? Как замечает аналитик, опрос SODEV дает ответ и на этот вопрос.

Согласно исследованию, 70,3 процентов респондентов считают, что талантливый молодой турок никогда не сможет профессионально продвинуться в Турции без политической протекции. Только 30 процентов считают, что могут свободно высказывать свое мнение в соцсетях. Когда их попросили назвать наиболее важную идею в жизни, 49,8 процентов назвали «национальные ценности», 45,7 процентов — «религиозные ценности». Но 68,3 процентов назвали «свободу высказывать свое мнение».

Очевидно, отсутствие в Турции свободы, равных возможностей и социальной мобильности говорит молодым туркам, что им будет лучше в христианской стране. Молодежь, в том числе те, кто выступают за Эрдогана, знают, что они могут безбоязненно высказывать свое мнение в Швейцарии, могут сделать там успешную профессиональную карьеру без всякой протекции, и не будут подвергаться допросу в полиции только потому, что высказали свое мнение.

Еще одна неудача социальной инженерии Эрдогана — старение Турции. С 2008 года лидер исламистско-популистского движения неоднократно призывал турецкие семьи иметь, как минимум, троих детей, а лучше четверых-пятерых.

Но, несмотря на кампанию Эрдогана по увеличению рождаемости, число родов в Турции сократилось на 3,6 процентов в 2019 году по сравнению с 2018. Общий коэффициент рождаемости снизился до 1,99 с 2,07, а это означает, что уровень рождаемости в Турции ниже 2,1, и позволяет лишь поддерживать простое воспроизводство. Демографическая эволюция Турции не поддается диктату исламистской социальной инженерии Эрдогана, замечает обозреватель.

Это не та картина Турции, о которой мечтал Эрдоган, но естественный результат его правления. Как отмечает в заключение аналитик, «возможно, лучшее, что может сделать Эрдоган для страны — показать молодым туркам, каково на самом деле жить под властью исламистского режима».

Владимир Поляк, «Детали».