Иностранцы продают российскую валюту семь месяцев подряд. В августе они избавились от 127,1 млрд рублей, в июле — от 153,2 млрд.
В мае-июне продажи составили 76,2 млрд рублей, в апреле — 108,9 млрд рублей, а в период с 10 марта по 8 апреля — 354 млрд рублей.
Таким образом, с начала кризиса иностранные инвесторы избавились от вложений на сумму больше 900 миллиардов рублей.
Распродажи в сентябре, уронившие рубль до весенних минимумов к доллару и 4-летнего антирекорда к евро, были вызваны «нарастанием опасений инвесторов относительно мирового экономического роста и ускорения заражения коронавирусом», а также снижением мировых цен на нефть и усилением геополитических рисков, пишет ЦБ.
В целом развивающиеся рынки по итогам сентября зафиксировали приток капитала: 3,7 млрд долларов — в акции и 3,8 млрд — в облигации. Но России из этих денег не досталось ничего: иностранные инвесторы продолжили распродажу как на фондовом, так и на долговом рынке.
Из государственных облигаций нерезиденты вывели еще 58,1 млрд рублей — почти вдвое больше, чем в августе (33,9 млрд).
Иностранцы продолжали приходить на аукционы Минфина, хотя и резко снизили свое участие (до 7,6%). Однако их покупки на размещениях (63,5 млрд рублей) были компенсированы ударными распродажами на бирже.
Продолжился отток капитала из акций: за месяц нерезиденты продали бумаги российских компаний на 83,8 млрд рублей. Бегство капитала побило рекорд мартовской паники, когда фондовые индексы рухнули вместе с рублем и ценами на нефть.
Приток иностранного капитала ЦБ зафиксировал на рынке корпоративного долга. Впрочем, его объем оказался мизерным — 4,1 млрд рублей.
Все, что сбрасывали нерезиденты, подбирали российские банки, прежде всего крупные, отнесенные ЦБ к категории системно значимых.
В сентябре они приобрели 82% облигаций федерального займа на аукционах, вложили 52,1 млрд рублей в покупку акций и вместе с корпорациями продали валюту на 154,1 млрд рублей.
На фоне риска новых санкций в связи с отравлением Алексея Навального, ситуации в Беларуси и военного конфликта между Азербайджаном и Арменией по итогам третьего квартала рубль занял второе место в перечне худших валют развивающихся стран, уступив лишь турецкой лире.
Главная причина этого — геополитические риски, без них доллар мог бы стоить около 68 рублей, считает стратег Сбербанка по рынкам валют и процентных ставок Юрий Попов.
Leave a Reply