Контрагентам иранских банков дается 45 дней на то, чтобы свернуть все операции, после чего они могут стать объектом вторичных санкций, подчеркивает ведомство.
Цель новых мер против Ирана состоит в том, чтобы отрезать Тегеран от возможности проводить расчеты в долларах, заявил глава Минфина Стивен Мнучин, добавив, что санкции «будут продолжаться до тех пор, пока Иран не прекратит поддержку терроризма и не остановит свою ядерную программу.
Отныне практически вся банковская система Исламской республики вырезана из мировой системы платежей: банкам де-факто запрещено как получать доходы в иностранной валюте, так и проводить расчеты с иностранными контрагентами по импорту.
На это изначально были настроены все санкционные меры администрации Трампа. В 2018 году США ввели санкции на экспорт иранской нефти, которая обеспечивала Тегерану 69% валютных доходов, уходивших на закупки за рубежом технологий, оборудования, продовольствия и медикаментов.
Еще порядка 10% экспорта обеспечивала нефтехимия, в том числе производство пластика (5,6 млрд долларов в год) и органических химикатов (4,1 млрд долларов). Эти товары США обложили санкциями в июле 2019 года.
Последней — в январе 2020-го — под санкции попала металлургическая отрасль, на которую, по данным WorldTopExport, приходилось порядка 6,5% экспортных доходов Ирана. 4% обеспечивала сталелитейная отрасль (3,9 млрд долларов в год), 1,2% — продажи необработанной руды (1,2 млрд), а еще 0,7% — экспорт меди (0,7 млрд). Причем последний, согласно статистике, бурно рос — более чем на 200% год к году.
На фоне санкций в 2019 году экспортных доходы Ирана рухнули почти в 4 раза — до 27 млрд долларов. Оставшись практически без притока иностранной валюты, экономика попала под каток девальвации и галопирующей инфляции. Курс иранского риала упал упал почти вдвое с начала года и на 30% за лето, до исторического минимума в 300 тысяч риалов за доллар.
Инфляция, по данным на сентябрь, достигла 34% в годовом выражении, несмотря на попытки властей сдерживать рост цен на продовольствие. «Покупательная способность иранцев упала в 5 раз за последние три года», — констатирует в интервью Aljazeera аналитик министерства финансов и экономики Мохаммад Махидашти.
https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/ssha-otrezali-iran-ot-mirovoy-valyutnoy-sistemy-1029663640