Ралли мирового рынка нефти, где цены отскочили от весеннего «дна» более чем на 300%, продолжится в 2021 году, считают ведущие американские инвестбанки.Goldman Sachs прогнозирует рост нефтяных котировок до 65 долларов за баррель Brent на фоне усилий ОПЕК+ по ограничению добычи и постепенного восстановления спроса из-за массовой вакцинации и возращения к поездкам.
Краткосрочные перспективы рынка нефти выглядят «туманно» из-за второй волны коронавируса, вызвавшей локдауны в отдельных штатах США и крупнейших экономиках ЕС, пишут аналитики GS во главе с Дамьеном Курваленом.
Провал потребления нефти зимой, по их оценке, составит 3 млн баррелей в сутки и будет лишь частично компенсирован спросом на отопление и закупками Китая, который пока «вторая волна» обошла» стороной.
«Но зимние проблемы — лишь небольшое препятствие на пути к сжатию нефтяного рынка, для которого вторая волна Covid-19 станет лишь отсрочкой на пути к нормализации», — говорится в обзоре банка.
Bank of America прогнозирует рост котировок Brent до 60 долларов к концу первого полугодия 2021 года, ожидая отмены ограничений на передвижение из-за начала вакцинации на Западе.
Спрос на топливо, обеспечивающий более половины мирового потребления нефти, создаст дефицит в объеме 1,6 млн баррелей в сутки, оценивает BofA. Эти объемы будут уходить из коммерческих хранилищ, накопивших излишки в объеме более 1 млрд баррелей. Средняя цена нефти за год составит 50 долларов за бочку, говорится в обзоре банка: рост котировок будут сдерживать свободные мощности по добыче, которые страны-экспортеры готовы запустить, как только рынок выздоровеет.
Кроме того, риском становится снятие санкций с Ирана, вероятное при администрации Джо Байдена, и «быстрое возвращение иранских баррелей» на мировой рынок.
По данным ОПЕК, Тегеран качает 1,9 млн баррелей в сутки — почти вдвое меньше досанкционных уровней (3,6 млн баррелей в день).
Оба прогноза — и от Bank of America, и от Goldman Sachs — исходят из того, что страны ОПЕК+ отложат запланированное на январь увеличение добычи. Квоты сохранятся в прежнем режиме, а 1,9 млн баррелей дополнительных ежедневных поставок не увидят свет до начала апреля.
Этот сценарий, впрочем, подвис в воздухе из-за разногласий крупнейших участников нефтяного союза. Продлить ограничения на добычу предлагает Саудовская Аравия, и ее поддерживают большинство ближневосточных членов ОПЕК.
Против выступает Россия, предлагающая постепенно наращивать поставки уже этой зимой.
Неожиданным возмутителем спокойствия стали Объединенные Арабские Эмираты, требующие пересмотреть механизм квот. Относительная квота ОАЭ (сокращение добычи на 22%) является максимальной среди всех стран-участниц сделки. Например, Саудовская Аравия убрала с рынка только 9% своей добычи, а Россия — около 11%.
Кроме того, ОАЭ выдвигают претензии непосредственно к Москве, которая каждый месяц нарушала сделку, качая больше положенного объема, но при этом ни разу не попала в официальный перечень «штрафников».
Сейчас, напомним, страны ОПЕК+ добывают на 7,7 млн баррелей в день меньше, чем до кризиса.
Leave a Reply