Туристический комплекс Хамат-Гадер оказался в тяжелой ситуации. Знаменитый парк с горячими источниками, мини-зоопарком и крокодиловой фермой из-за эпидемии остается закрытым уже 10 месяцев. Чтобы сократить издержки, он вынужден раздавать и продавать своих животных. В том числе и знаменитых крокодилов с первой в Израиле крокодиловой фермы. Об этом в репортаже от 11 декабря рассказывает журналистка «Хаарец» Ноа Шпигель.
«Уже со стоянки вы можете почувствовать запустение, охватившее это место. Кроме одной машины отважных туристов, приехавших к близлежащему источнику Эйн-Джонс, на стоянке стоят только два автомобиля, принадлежащие местным работникам, — пишет Ноа Шпигель. — Дальше прогулка по зоопарку открывает еще более мрачную картину: огромная опустевшая клетка обезьян, на которой все еще висит табличка «Пожалуйста, не кормите нас». На другой стороне тропы стоял огромный стеклянный аквариум с бассейном, большим кустом и надписью: «Дом Моники». Аквариум тоже заброшен. Моника, самка бирманского питона, уже переехала в свой новый дом — зоомагазин».
«Проблемой» Хамат-Гадера оказалось то, что это частный бизнес, принадлежащий 4 кибуцам с Голанских высот (Афик, Мицар, Кфар-Харув и Мево Хама). Парки и туристические комплексы, принадлежащие Управлению природы и парков и Еврейскому национальному фонду («Керен Каемет ле-Исраэль»), уже открылись. Но частным бизнесам этого не разрешили. Предыдущие успешные годы работы позволили туристическому комплексу какое-то время продержаться за счет накоплений. Но теперь это время на исходе.
Минздрав все еще не разрешает открыть Хамат-Гадер. 150 работников комплекса находятся в неоплачиваемом отпуске, а денег на содержание животных больше нет.
Около месяца назад Хамат-Гадер начал распродавать и раздавать животных из своего зоопарка: издержки на их содержание стали неподъемными, говорит директор комплекса Шарон Нинио. В том числе, он пытается «пристроить» и крокодилов со знаменитой крокодиловой фермы – первой в Израиле.
«Это знаменитая торговая марка, но мы с болью вынуждены отказаться от нее, — говорит Нинио. – Содержание животных стоит более полутора миллионов в год».
Пристроить обезьян и змей оказалось самым простым. Обезьяны, по словам Нинио, перебрались в обезьяний парк в лесу Бен-Шемен. Змей продали в зоомагазин в Бейт-Шеане. Страусам-эму тоже не составит труда найти дом в зоопарках.
Однако непонятно, что делать с огромным стадом пятнистых оленей родом из Южной Азии. В Хамат-Гадере живет около сотни оленей, и спроса на них нет. И наконец, самая большая проблема – с крокодилами.
Давид Голан, который работает с крокодилами на этой ферме около тридцати лет, сообщил, что строящемуся в Беэр-Шеве зоопарку нужны несколько крокодилов, но только через полтора года.
С момента открытия комплекса «Хамат-Гадер» в его современном виде — в 1970-х годах, через несколько лет после завоевания Голанских высот, это место пережило множество перипетий: от споров с Министерством здравоохранения по поводу горячих бассейнов до судебного разбирательства по поводу того, имеет ли хозяйство право выращивать крокодилов в неволе.
«Это была первая крокодиловая ферма в стране, целью был туризм», — вспоминает Давид Голан. Он говорит, что «золотой век» крокодилов в Хамат-Гадере пришелся на 1990-е годы. Тогда на ферме вылуплялось почти 1000 детенышей крокодила в год.
Позже Управление природы и парков потребовало сократить их количество и прекратить разводить. Некоторые из видов так и не смогли адаптироваться в стране. Сегодня в Хамат-Гадере живут около 60-70 особей трех типов: индийские гавиалы, которые считаются менее опасными и питаются только рыбой, а также американские аллигаторы и крокодилы из Африки.
Приключения крокодилов в Израиле
Пол Раппапорт из кибуца Мево-Хама вспоминает, как начинала работу первая в стране крокодиловая ферма. Кибуц Мево-Хама выращивал креветок, угрей и рыбу. В какой-то момент от экономического атташе Израиля в Южной Африке поступило предложение создать коммерческую крокодилью ферму.
Предложение не было реализовано. Но затем кибуц договорился о создании питомника с Службой национальных парков США, которая стремилась защитить аллигаторов.
120 крокодилов были доставлены в Израиль с фермы во Флориде. Из аэропорта Бен-Гурион они отправились в Хамат-Гадер… на полуприцепе.
Путь был непростым. Один крокодил упал с машины и погиб на месте. А другой крокодил… выпал из прицепа незамеченным в окрестностях Бейт-Шеана. Лишь через месяц в кибуце получили сообщение: житель Бейт-Шеана заметил животное на дороге. Сотрудники кибуца приехали туда и после поисков нашли пропажу в канале.
Однако сейчас из-за эпидемии коронавируса крокодиловая ферма может уйти в историю.
«Сердцу больно от того, что такой бизнес – гордость Израиля – стоит опустевший и заброшенный», — говорит Шарон Нинио.
В последние дни Нинио попросил власти объявить Хамат-Гадер «зеленым островом». У туристического комплекса только один вход и выход, что дает возможность контролировать поток посетителей, как, например, в Эйлате.
Однако пока ответа не было.
«Зима у нас самое популярное время, — жалуется Нинио. – Я получаю десятки и сотни звонков с вопросом, почему бы нам не открыться».
По его словам, когда Хамат-Гадер откроется после коронавируса, животных там уже не будет.
Leave a Reply