Киноиндустрия — конечно же, одна из многочисленных сфер, которую 2020 год порядком подкосил. Немало проектов осталось в замороженном состоянии из-за невозможности полноценных съемок, много чего из запланированного мы в этом году так и не увидели (взять хотя бы нового «Бонда»: премьеру, которую ждали пять лет, передвинули на весну 2021-го). И если сериальных новинок все равно было много и их активно смотрели (ну а чем еще занимать себя долгими карантинными вечерами?), то с полнометражными релизами все куда печальнее.
Однако громкие кинособытия все же были. Те же «Паразиты» в докоронавирусные месяцы триумфально показали себя на мировых кинопремиях: да, творение Пон Чжун Хо фигурировало в нашем прошлогоднем рейтинге лучших фильмов, но именно в начале 2020-го его обсуждали все вокруг. Так что если вы еще не успели посмотреть оскароносную картину, давно пора бы это сделать — и, конечно, оценить те фильмы, по которым нам запомнится уходящий год. Выбираем лучший!
«Довод» (Tenet)
Режиссер: Кристофер Нолан.
В ролях: Джон Дэвид Вашингтон, Роберт Паттинсон, Кеннет Брана, Майкл Кейн.
Фильмы Кристофера Нолана публика всегда ждет с замиранием сердца: вот и известие о новой работе автора «Начала», «Темного рыцаря» и «Интерстеллара» вызвало ажиотаж. «Доводу» суждено было стать первым блокбастером, вышедшим на экраны с момента начала пандемии. Причем ленту во многих странах увидели раньше, чем в США, где премьеру переносили несколько раз. В России зрителям удалось посмотреть «Довод» в сентябре.
Фильм Нолана собрал в мировом прокате около 350 миллионов долларов, и при бюджете в 200 миллионов это скромно, хотя картина все равно стала третьей в списке самых кассовых в 2020 году. Сам режиссер сказал журналистам, что доволен и таким результатом, добавив, что теперь киноиндустрии нужно попытаться адаптироваться к новым условиям, продиктованным пандемией.
Что касается сюжета, то Нолан на этот раз взялся за тему поворота времени вспять. В центре истории — агент ЦРУ, который в борьбе с торговцами оружием и прочими злодеями задействует технологию инверсии времени. Добавим, фильм в основном хвалили за визуальную составляющую и актерскую работу, а ругали за слишком сложный и запутанный сюжет.
«Социальная дилемма» (Social Dilemma)
Режиссер: Джефф Орловски.
Netflix в этом году не только развлекал нас сериалами: в сентябре, к примеру, на сервисе вышел документальный фильм «Социальная дилемма», который полезно посмотреть каждому, просто потому что все мы сидим в соцсетях и постоянно что-то гуглим.
Мы и так знали, что телефоны внимательно слушают наши разговоры, а соцсети записывают и анализируют абсолютно все ходы пользователей, чтобы, как говорится в фильме, «использовать нашу же психологию против нас». А именно — заставлять нас потреблять больше.
Авторы ленты включили в нее интервью с теми людьми, которые точно знают, как все это работает, потому что сами и придумывали данные механизмы. И теперь готовы поведать, что опасного в их разработках. Руководство компаний, упомянутых в фильме, само собой, восприняло премьеру без большого восторга: представители Facebook, скажем, обвинили авторов в «искажении представления о том, как функционируют социальные сети». Тем интереснее посмотреть ленту полностью.
«Добро пожаловать в Чечню» (Welcome to Chechnya)
Режиссер: Дэвид Фрэнс.
Документальный проект, вызвавший ожесточенные дискуссии. В начале 2020 года фильм был представлен на фестивале «Сандэнс», а затем вышел на платформах Би-би-си в Великобритании и НВО в США. В ноябре лента стала доступна для пользователей из России на официальных страницах «Русской службы Би-би-си» в YouTube и «ВКонтакте». Главная тема фильма — преследования представителей ЛГБТК в Чечне, главные герои — люди, помогающие геям спастись и выехать за границу.
Команда проекта в основном снимала все тайно, сама помогала нескольким людям покинуть страну, использовала в фильме реальные, крайне тяжелые сцены издевательств и расправ, поэтому зрелище, конечно, не для слабонервных. Власти республики после выхода ленты отрицали все обвинения, называя информацию о преследованиях «абсолютной ложью».
«Манк» (Mank)
Режиссер: Дэвид Финчер.
В ролях: Гари Олдман, Лили Коллинз, Аманда Сейфрид.
В начале декабря на Netflix вышла новая лента Дэвида Финчера по сценарию его отца — Джека Финчера, ушедшего из жизни в 2003 году. Режиссер много лет собирался запустить проект в производство, но только сейчас это удалось. «Манк» — история голливудского сценариста Германа Манкевича, получившего «Оскар» за работу над культовым «Гражданином Кейном». Точнее, статуэтка предназначалась и ему, и режиссеру Орсону Уэллсу: оба значились авторами сценария, однако отношения у них были непростые, в итоге за наградой не приехал никто.
Знатоки кино советуют перед «Манком» посмотреть самого «Гражданина Кейна», поскольку фильм Финчера интересно его цитирует: даже музыкальное сопровождение постоянно сотрудничающие с Финчером Трент Резнор и Аттикус Росс стилизовали под музыку из классической ленты. «Манка» считают одним из потенциальных претендентов на «Оскар».
«Зависнуть в Палм-Спрингс» (Palm Springs)
Режиссер: Макс Барбаков.
В ролях: Энди Сэмберг, Кристин Милиоти.
В столь напряженный год особенно хочется смотреть что-нибудь легкое, как, например, вышедший этим летом на цифровых платформах ромком «Зависнуть в Палм-Спрингс» с Кристин Милиоти и Энди Сэмбергом в главных ролях. Сюжет комедии — что-то вроде современного «Дня сурка». Герои сближаются во время свадьбы общих друзей, уединяются — и каким-то странным образом оказываются во временной петле, из которой теперь нужно выбраться, иначе на календаре день за днем будет 9 ноября. В комментариях ленту чаще всего сравнивают с тем самым «Днем сурка», причем в основном в положительном ключе.
«1917»
Режиссер: Сэм Мендес.
В ролях: Джордж Маккэй, Марк Стронг, Дин-Чарльз Чепмен, Ричард Мэдден, Колин Ферт, Бенедикт Камбербэтч.
Мировая премьера военной драмы Сэма Мендеса прошла в декабре 2019 года. События разворачиваются в разгар Первой мировой войны на севере Франции, где идут бои. Двоим солдатам поручают важнейшее задание — пройти через территорию врага, чтобы доставить секретное послание. Промедление смертельно опасно: от героев теперь зависят жизни более чем полутора тысяч солдат. Неудивительно, что сюжет до последнего держит зрителей в напряжении.
Эффект усиливает то, что лента создателя «Красоты по-американски» и двух частей бондианы снята «одним дублем» (разумеется, съемка не могла идти совсем без остановок, но благодаря грамотному монтажу создается впечатление, что мы следим за каждым шагом персонажей). Фильму прочат номинацию на «Оскар».
«Маленькие женщины» (Little Women)
Режиссер: Грета Гервиг.
В ролях: Эмма Уотсон, Сирша Ронан, Флоренс Пью, Элиза Сканлен, Тимоти Шаламе, Джеймс Нортон, Луи Гаррель, Мерил Стрип.
Еще один кинопроект, который дошел до российских экранов в январе 2020-го, хотя в мире стартовал немного раньше. «Маленькие женщины» — уже не первая экранизация классического одноименного романа Луизы Мэй Олкотт. Главные героини — сестры Марч, в фильме Греты Гервиг их играют Эмма Уотсон, Сирша Ронан, Флоренс Пью и Элиза Сканлен. Все происходит на фоне тягот Гражданской войны, но у героинь те же проблемы, что у их ровесниц в любую эпоху: сложности взросления, первая любовь и первое разочарование, поиск себя в этом мире. Помимо звездных исполнительниц главных ролей в фильме задействованы и не менее яркие мужчины — Тимоти Шаламе, Джеймс Нортон и Луи Гаррель.
«Джентльмены» (The Gentlemen)
Режиссер: Гай Ричи.
В ролях: Мэттью Макконахи, Чарли Ханнэм, Хью Грант, Колин Фаррелл, Мишель Докери.
Мировая премьера криминальной комедии состоялась в декабре 2019-го, в России же фильм стартовал в феврале текущего года, так что включаем «Джентльменов» в наш рейтинг. Гай Ричи, в последнее время увлекшийся красивыми «глянцевыми» и по большей части семейными проектами вроде «Аладдина» и «Шерлока Холмса», здесь явно возвращается к собственному стилю, за который его все и полюбили в конце 90-х. «Джентльмены» куда ближе по духу к незабвенным творениям британца «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш». Тот же клиповый монтаж, драйвовый саундтрек, язвительные диалоги между колоритными «плохими парнями» с кучей угроз и иногда переходом от слов к делу (перестрелкам и дракам), ну и с фирменным юмором — часто довольно неполиткорректным, но в данном случае это скорее плюс.
«Мужчина и женщина: Лучшие годы» (Les plus belles années d’une vie)
Режиссер: Клод Лелуш.
В ролях: Жан-Луи Трентиньян, Анук Эме, Моника Беллуччи.
Завершающая часть трилогии Клода Лелуша вышла на российские экраны 10 декабря и рекомендуется к просмотру ценителям французского кино. Хотя бы ради того, чтобы понять, что изменилось за последние полвека: первый фильм — «Мужчина и женщина» — был снят в 1966-м и уже давно считается классикой. Вторую часть выпустили в 1986-м с логичным подзаголовком «20 лет спустя» (правда, даже сам автор тогда остался не в восторге).
В «Лучших годах» главные герои снова встречаются и погружаются в воспоминания. Роли влюбленных все так же исполняют Жан-Луи Трентиньян (он на днях отметил 90-летие) и Анук Эме, которой сейчас 88. В «Лучшие годы» Лелуш включает кадры из первого фильма, так что картина превращается в своего рода размышление о любви и времени.
«365 дней» (365 dni)
Режиссер: Барбара Бяловас, Томаш Мандес.
В ролях: Анна Мария Сиклуцка, Мишель Морроне.
Всех заскучавших по страстям а-ля «50 оттенков серого» этим летом ожидал сюрприз — польская лента «365 дней», которая вышла на Netflix и тут же выскочила в топ по просмотрам. Картина стала максимально обсуждаемой, ведь к сюжету у многих возник только один вопрос: «Серьезно?!». Если вкратце: мускулистый итальянский красавчик, оказавшийся потомственным мафиози, похищает польскую красотку с мультяшным именем Лаура Бель, чтобы за 365 дней заставить заложницу в него безумно влюбиться. Удастся ли это, догадаться несложно.
Уже в одном только описании сюжета можно усмотреть романтизацию насилия, стокгольмского синдрома, похищений людей, харассмента, токсичных отношений — так что по меркам 2020 года звучит все это довольно дико. Что, впрочем, не помешало сценам из ленты вполне заслуженно попасть во всевозможные рейтинги самых ярких секс-сцен кинематографа (на SPLETNIK.RU, кстати, тоже). Подозреваем, не в последнюю очередь из-за того, что сыгравший главную роль итальянец Мишель Морроне, что уж скрывать, даже по мнению многих разгневанных девушек-комментаторов, действительно горяч.
«Скандал» (Bombshell)
Режиссер: Джей Роуч.
В ролях: Шарлиз Терон, Николь Кидман, Марго Робби, Джон Литгоу.
Фильм «Скандал» числился в списке номинантов «Оскара-2020» и заработал одну статуэтку — за грим и прически. Российская премьера прошла уже после церемонии. Основой для сценария послужила реальная история секс-скандала, связанного с именем директора Fox News Роджера Эйлса. После того как сразу несколько сотрудниц обвинили руководителя канала в домогательствах, ему пришлось покинуть свою должность. Немалую роль в уходе Эйлса в отставку сыграли известные журналистки Мегин Келли, Гретчен Карлсон и Кайла Поспил, пострадавшие от его действий.
Реакцию «Скандал» вызвал разную: одни восхищаются тем, что лента поднимает столь острый в наше время вопрос, другие сочли фильм просто скучным.
Режиссер: Ян Леноре.
Документальный фильм вышел в 2018 году, и лишь в феврале этого года его увидели в России. Главный герой, разумеется, — Жан-Поль Готье собственной персоной. Он и рассказывает зрителям собственную историю, при этом фоном становятся закулисные кадры подготовки нашумевшего проекта Fashion Freak Show — его как раз перед премьерой ленты представили в Москве.
Это шоу Готье — нечто среднее между модным показом, мюзиклом и танцевальной постановкой, сюжет во многом автобиографичен, а к работе над проектом модельер привлек немало своих друзей, включая хореографа концертов Мадонны Марион Мотин.
«Эма: Танец страсти» (Ema)
Режиссер: Пабло Ларраин.
В ролях: Мариана Ди Джироламо, Гаэль Гарсия Берналь.
Чилийский режиссер Пабло Ларраин снял фильм не совсем о танцах (хотя их в ленте много), а скорее о разных гранях человеческих отношений, а еще о чувстве ответственности, взрослении, о семейных кризисах и разных способах переживать стресс.
Мариана Ди Джироламо, которой после выхода «Эмы» пресса предсказывает большое будущее, и Гаэль Гарсия Берналь играют бывших супругов — танцовщицу и хореографа. Сцены уличных танцев снижают градус трагизма, которого здесь тоже немало, а музыка помогает уравновесить бурю эмоций, бушующую в кадре.
«Опасная роль Джин Сиберг» (Seberg)
Режиссер: Бенедикт Эндрюс.
В ролях: Кристен Стюарт, Иван Атталь, Винс Вон, Джек О’Коннелл, Маргарет Куэлли, Энтони Маки, Зази Битц.
Джин Сиберг — популярная в 60-е годы американская актриса, снимавшаяся в основном у европейских режиссеров. Кинозвезда прославилась не только благодаря ролям, но и в связи со скандалом: актрису обвиняли в поддержке леворадикальной партии «Черные пантеры», когда у нее разгорелся роман с женатым борцом за права афроамериканцев. Из-за всего этого у Сиберг начался конфликт с ФБР, спецслужбы вели за ней пристальную слежку, и саму актрису эта ситуация очень травмировала психологически. Джин умерла в 40-летнем возрасте: по официальной версии, совершила самоубийство (в крови обнаружили снотворное и алкоголь), и бывший муж артистки открыто связал ее поступок с травлей со стороны ФБР.
Режиссер Бенедикт Эндрюс, снявший в роли Сиберг Кристен Стюарт, в своей ленте не гонится за стопроцентной исторической правдивостью, зато дух эпохи восстанавливает в мельчайших деталях.
«Американская утопия» (American Utopia)
Режиссер: Спайк Ли.
В ролях: Дэвид Бирн, Жаклин Асеведо, Густаво Ди Далва.
Фильм Спайка Ли открыл 45-й кинофестиваль в Торонто, а в октябре он вышел на платформе HBO. «Американская утопия» — киноверсия бродвейского мюзикла по мотивам песен экс-лидера группы Talking Heads Дэвида Бирна, и в 2020 году, когда посещение концертов стало редкой роскошью, это, конечно, глоток свежего воздуха. Музыкант исполняет песни разных времен, начиная с первых композиций Talking Heads (а это середина 70-х). Фильм представляет собой не просто видеозапись музыкального шоу: в ходе происходящего на сцене Бирн активно общается с публикой, в том числе и на самые злободневные темы.
Постер к фильму «Американская утопия»
«Борат 2» (Borat Subsequent Moviefilm: Delivery of Prodigious Bribe to American Regime for Make Benefit Once Glorious Nation of Kazakhstan)
Режиссер: Джейсон Уолинер.
В ролях: Саша Барон Коэн, Мария Бакалова, Том Хэнкс.
Продолжение приключений казахского журналиста Сагдиева, которого по сюжету после событий первого «Бората» заключили в ГУЛАГ и выпустили через 14 лет. У героя Саши Барона Коэна новое правительственное задание, ради которого он отправится в США, и вообще много нового в жизни: скажем, Борат узнает, что у него есть 15-летняя дочь.
Первая часть, вышедшая 14 лет назад, вызвала большое недовольство казахских властей и официально так и не была допущена к показу в России, Казахстане, Белоруссии и ряде арабских стран (тем не менее очень многие ее видели). По поводу российской премьеры «Бората 2» тоже никакой информации нет, но все желающие и так уже смогли посмотреть комедию на Amazon Prime Video, где ее презентовали в октябре.
Против «Бората 2», кстати, тоже протестовали жители Казахстана — вплоть до петиции к президенту и министру культуры, а также кампании в интернете под хештегом #CancelBorat.