Многие виды уязвимы перед изменением климата, они не в состоянии адаптировать свою физиологию к быстрому глобальному потеплению. По данным группы международных исследователей, их устойчивость к жаре развивается медленнее, чем к холоду. Кроме того, уровень жары, к которой виды могут адаптироваться, имеет свои пределы.
В исследовании, опубликованном в Nature Communications, женщина-профессор университета Макгилла Дженнифер Сандей и ее соавторы хотели понять, как изменились тепловые пределы живых видов. Ученые разработали самую большую доступную базу данных, в которой собраны термические допуски для всех типов организмов — GlobTherm.
Исследователи обнаружили , что в первую очередь, термическая толерантность видов связана с климатом места обитания.
«Логично, что температурные пределы в основном соответствуют нынешнему климату вида, но отслеживание эволюционной истории температурных пределов может показать, как виды оказались там, где они находятся сегодня», — подчеркивает Сандей, доцент кафедры биологии.
Исследователи также обнаружили, что толерантность к холоду развивалась у видов намного быстрее, чем толерантность к теплу, особенно у эндотермов по сравнению с эктотермиями и растениями.
Эндотермные животные — это те животные, которые генерируют метаболическое тепло для регулирования температуры собственного тела, например, млекопитающие и птицы. Экзотермические животные, в свою очередь, регулируют температуру тела с помощью внешних источников тепла. К таким видам относятся рептилии, рыбы и беспозвоночные.
Одна из причин этого несоответствия заключается в том, что устойчивость к теплу достигла эволюционного барьера — аттрактора. За его пределами эволюция ограничивается. Это говорит о том, что подавляющее большинство видов не сможет адаптироваться достаточно быстро, чтобы выжить в беспрецедентных темпах современного изменения климата.