Отныне кредитные организации будут обязаны предоставлять налоговикам копии паспортов клиентов, копии доверенностей на распоряжение денежными средствам, копии договора на открытие счета и заявления на его закрытие, а также образцы подписей и оттиски печатей.
ФНС также получит доступ ко всей информации и документам, которые в банк предоставляет клиент при идентификации.
Кроме того, кредитные организации будут обязаны раскрывать выгодоприобретателей по совершаемым операциям — как в отдельных случаях, так и за определенный период.
На передачу сведений в налоговую банкам дается три дня с момента получения запроса.
Доступ налоговых органов к банковской тайне применяется для предотвращения ухода от налогов и не затронет добросовестных налогоплательщиков, заявили ТАСС в пресс-службе Федеральной налоговой службы.
Изменения вводятся для «для повышения эффективности риск-ориентированного подхода при проведении налогового контроля», «предотвращении ущерба от недобросовестных налогоплательщиков», при этом все собранные ФНС данные «составляют налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа», напомнили в службе.
ФНС также подчеркивает, что закон не предусматривает непосредственного получения доступа к выпискам по операциям на счетах и вкладах физических лиц. Режим получения таких сведений останется прежним — только при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России при проведении налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ.
Поправки о расширении полномочий ФНС были внесены в Думу правительством и включены в проект закона, который касался совершенно другого вопроса — налогового контроля за ценами и порядка заключения соглашений о ценообразовании для целей налогообложения.
Это позволило принять их без публичного обсуждения и в ускоренном режиме. Как следует из данных в базе Думы, внесение состоялось во вторник, 26 января. В тот же день законопроект прошел второе чтение, а 27 января — утвержден в третьм. Совет Федерации одобрил его спустя две недели — 10 февраля.
Против инициативы выступал Минюст. «Не ясно, для каких целей налоговые органы наделяются правом запрашивать вышеприведенный перечень имеющихся в распоряжении банка документов и сведений, поскольку в представленных материалах отсутствует аргументация вводимых проектом поправок положений», — говорилось в заключении ведомства.
Минфин в пояснительной записке к законопроекту уточнил, что поправки необходимы для осуществления налогового контроля и исполнения международных обязательств РФ по обмену информацией в налоговых целях.