Соглашение об их фиксации, заключенное Минсельхозом с производителями и ритейлерами, будет продлено, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу правительства. Заморозка цен на сахар будет действоать как минимум до конца мая, а на масло — до октября.
Одновременно бюджет выделит 3 млрд рублей в виде субсидий для поддержки производителей. Сахарные заводы, не повысившие цены, получат по 5 рублей за кг готовой продукции.
Кроме того, с 15 мая по 31 августа, будут отменены пошлины на ввоз белого сахара из-за рубежа в объеме не более 350 тысяч тонн.
Против продления фиксированных цен выступали Минэкономразвития, ЦБ, Минпромторг, Счетная палата и ритейлеры. Гендиректор «Ленты» Владимир Сорокин предупреждал об угрозе разорения из-за необходимости торговать в убыток.
Но у власти оказались другие приоритеты в преддверии выборов в ГосДуму, за полгода до которых рейтинг партии власти держится на минимуме за 8 лет.
Продовольственная инфляция в России бьет рекордны с конца 2015 года (7,7%), а опросы фиксируют, что рост цен возглавляет хит-парад беднеющих потребителей: его называют главной проблемой почти 60% граждан. По расчетам РАНХиГС, сейчас россияне отдают 38,16% всех расходов на продукты питания. Это рекорд с 2010 года, когда еда отнимала 38,5% семейных бюджетов.
Заморозка цен замедлила инфляцию всего на 0,1-0,2 процентного пункта, но при этом дала каскад нежелательных «побочек», отмечает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова: стремясь удержать маржу, ритейлеры начали повышать цен на прочий ассортимент.
Инфляционный пожар перекинулся на птицефабрики: за январь-февраль куриное мясо в России подорожало на 8,1%, яйца — на 3,3%.
Ответом правительства снова стала заморозка, на этот раз в негласном формате: вызванные в правительство производители «добровольно» взяли на себя обязательство не поднимать ценники как минимум в течение двух месяцев.
11 марта глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев предложил заморозить цены на удобрения, чтобы помочь аграриям и обеспечить «штатное проведение посевной».
Сдувая пыль с командных рецептов контроля за инфляции, высшее руководство России оказалось в ловушке советского политбюро конца 1980х, которое так и не решилось отпустить розничные цены, пытаясь сохранить карточный домик стабильности. Итог в России будет таким же, как в СССР: пустые полки и дефицит, предупреждала в январе Счетная палата.
Дорог, приводящих к этому печальному итогу, по мнению СП, может быть несколько. Во-первых, производителям может быть не выгодно продавать свою продукцию по установленным ценам, а предложенной компенсации будет недостаточно, чтобы покрыть упущенную прибыль. В связи с этим бизнес будет перенаправлять товарные потоки на экспорт или на склад, в ожидании отмены заморозки цен.
«Кроме того, существует вероятность возникновения ажиотажного спроса на товары по сниженным ценам, что спровоцирует дефицит и будет побуждать торговые сети и производителей поднимать цены, вопреки взятым на себя обязательствам. Во-вторых, после отмены ограничений есть риск того, что цены вернутся к росту ускоренными темпами», — писали эксперты СП.
Leave a Reply