С точки зрения мобрезерва между войнами желательно иметь лаг в 7-8 лет. Это время необходимо для того, чтобы подросло новое поколение призывников, имеющее романтическое представление о войне и не имеющее иммунитета против военной пропаганды. А заодно ослаб иммунитет у воевавшего поколения.
Первую войну в Чечне Кремль начал в 1994 году, сразу после развязанных им локальных конфликтов в Грузии и Молдове. Призыв на эту войну был не очень удачным. Вторая война в Чечне началась через пять лет. Проблем с призывом было меньше. Мобилизация на войну с Грузией через восемь лет прошла на ура.
Война с Украиной планировалась после президентских выборов осенью 2015 года. Янукович выигрывал только с помощью фальсификаций, а это означало новый Майдан. Но Майдан самоорганизовался на два года раньше, и начало войны пришлось перенести. Призыва хватило на маленький кусочек «новороссии».
С тех пор прошло семь лет, и по военной науке должно было подрасти поколение непуганых идиотов, радостно записывающихся в военкоматы убивать украинских «фашистов». Так вот, судя по косвенным признакам, не подросло. Оказалось, что поколение интернета отличается от поколения телевизора.
В апреле в России прошли два соцопроса. Первый о словах президента США о президенте РФ. Среди поколения 55+ более половины испытали возмущение. Среди призывного возраста возмущены каждый седьмой, половина равнодушна, а у десятой части возникло чувство понимания и удовлетворения.
Эти цифры коррелируют с потреблением телевизора и соцсетей. Например, во втором опросе потребители телевизора ставят экономические достижения в плюс бессменному лидеру (+14%), а поколение Тик-Тока считает экономическую политику президента провальной (-43%). И это хорошая новость для Украины.
Поколение 55+ не пойдет воевать, хоть и поддержит очередную войну. А молодежь не смотрит основной пропагандистский рупор Кремля. Пока в Администрации президента РФ не отладят коробочки, фильтрующие информацию в интернете, у них будут проблемы с призывом на большую войну с Украиной.