Генеральная лицензия 2G, 6 лет назад отменившая режим санкций, введенный для этих компаний в 2006 году, аннулируется, следует из релиза OFAC.
Ей на смену приходит временная лицензия 2H, которая требует от американских юридических и физических лиц за 45 дней свернуть все операции с подсанкционными белорусскими контрагентами.
Решение принято «из-за вопиющего пренебрежение правами человека и невыполнением Белоруссией своих обязательств в рамках международного законодательства», говорится в заявлении Госдепа.
Смягчение санкций в 2015 году было продиктовано «прогрессом в области прав человека и освобождением политзаключенных», но ситуация развернулась вспять после «cфальсифицированных выборов в августе 2020 года», за которыми последовали репрессии и заключение в тюрьмы более 300 человек, констатирует Госдеп.
Попавшие под санкции компании, как отмечает ведомство, «финансируют и поддерживают режим» Александра Лукашенко, «способствуя репрессиям против белорусского народа и подрыву принципа верховенства закона».
Санкционный удар США нацелен на белорусских экспортеров, снабжающих экономику твердой иностранной валютой. Нефтепродукты, выработанные из российского сырья, обеспечивают 20% экспортной выручки, поступающей в Минск. Еще 9% приходится на экспорт удобрений, хотя крупнейших их производитель — Беларуськалий — под санкции пока не попал.
Тем не менее, потеря экспортных поступлений станет болезненным ударом для Лукашенко, в распоряжении которого осталось меньше 3 млрд долларов валютных резервов.
Общий объем ЗВР белорусского НацБанка с января 2020 года по апрель 2021-го рухнул на 25%, до 6,9 млрд долларов, при том что непосредственно валюты в виде ликвидных активов осталось всего 2,8 млрд.
Имеющаяся у Белоруссии сумма уже ниже критического порога МВФ, который рекомендует держать в резервах эквивалент трех месяцев импорта.
Внешний долг Белоруссии превышает резервы в инвалюте в 15 раз и составляет 42,1 млрд долларов (на 1 января).