Только за прошедшие сутки площадь пожаров увеличилась на 0,4 млн гектаров, охватив пространство, равное Москве и Санкт-Петербургу вместе взятым (0,26 и 0,14 млн га соответственно).
Зоной бедствия остается Якутия, где действуют 323 пожара, самый крупный из которых растянулся на 1,3 млн гектаров и практически сравнялся по площади с Калининградской областью (1,5 млн га).
Резкое ухудшение ситуации принес август, с начала которого зона пожаров, признанных нецелесообразными к тушению, выросла в 2,5 раза, окутав едким дымом больше тысячи населенных пунктов и сделав Якутию крупнейшим в мире источником выбросов углекислого и угарного газа.
«2021 год уже занял второе место с начала века по общей площади, пройденной лесными пожарами. Пожары крупнее были только в 2012 году, но при нынешней динамике роста площадей и этот рекорд может быть побит», — предупреждает Greenpeace.
Растянувшись от Монголии до Северного полюса, дым сибирских пожаров окутал мглой небо в Якутске, Новосибирске и Красноярске, аэпорорт которого третий день подряд вынужден задерживать и отменять рейсы — в среднем по 30 в день.
В основном проблемы возникают утром, когда смог становится наиболее густым. К вечеру же все рейсы выполняются, сообщил представитель пресс-службы аэропорта Красноярска Дмитрий Тронин. Аналогичная ситуация в Братске и Иркутске, где из-за смога прибывающие самолеты направляют в Читу или Улан-Удэ, пишет Taiga.info.
В Красноярском крае и Приангарье в зону задымления попали почти 1,4 тысячи населенных пунктов. В Иркутской области смог накрыл 713 поселений в территории 20 районов и девяти городских округов.
«В ближайшие дни задымление сохранится», — заявили в среду в ГУ МЧС по Красноярскому краю.
«В целом ситуацию мы держим под контролем», — утверждал на совещании с президентом РФ Владимиром Путиным губернатор Иркутской области Игорь Кобзев 7 августа. С тех пор площадь возгораний в регионе выросла до 111 тысяч гектаров.
В Якутии пожары угрожают четырем населенным пунктам в Горном и Намском районах — Фрунзе, Тастах, Кебекен и Улу-Сысы, сообщил глава республики Айсен Николаев.
В тушении задействованы свыше 4 тысяч человек и 632 единицы техники, но ситуацию осложняет сильный ветер, который за минувшие выходные растянул фронт огня более чем на 40 км, рассказал Николаев.
Большую часть, впрочем, власти не тушат — огонь бушует в так называемых «зонах контроля», где по действующему законодательству можно не бороться с пожарами из-за экономической целесообразности.
Большинство пожаров этого года возникло на вырубках, причем речь идет не о «черных лесорубах», а об обычных, легальных лесозаготовках, пишет Greenpeace.
«Лесозаготовителям выгоднее сжечь остатки срубленного леса, чем очищать лесосеку другими способами или перерабатывать эти отходы, — считают экологи из волонтёрского общественного объединения «Люди леса». — Жгут с нарушениями — в неподходящее время, не соблюдая правила пожарной безопасности. Пожары часто уходят с лесосек на огромные площади и потом горят до осени».