Швейцарская компания-оператор строительства, 100-процентная «дочка» «Газпрома», пыталась оспорить решение регулятора газового рынка Германии о том, что проект должен подчиняться общеевропейским нормам конкуренции.
Третий энергопакет запрещает поставщику газа («Газпрому») быть одновременно владельцем трубы. На практике это означает, что половину мощности газопровода — 27,5 млрд кубометров в год из 55 млрд — российской газовой монополии придется отдать независимым поставщикам.
Выполнить требования «Газпром» не в состоянии: лишь его месторождения подключены к «Северному потоку-2», а кроме того, ни одна российская компания не имеет права на экспорт трубопроводного газа. Иными словами, труба останется полупустой.
Проект строили в расчете на «лазейку» в европейском законодательстве: изначально требования газовой директивы не распространялись на морские трубопроводы. Еврокомиссия в 2017 году предложила ликвидировать такую возможность, но принятие поправок более года блокировала Германия. Ситуация резко изменилась в 2018 году после вмешательства Франции, заявившей о «стратегических проблемах», которые добавит Nord Stream 2 в напряженные отношения России с ЕС.
В апреле 2019-го Европарламент подавляющим большинством голосов (465 за, 95 против при 68 воздержавшихся) утвердил изменения законодательства и распространил газовую директиву на морские трубопроводы, приходящие из третьих стран.
10 января 2020 Nord Stream AG подала заявку на освобождение проекта от требований Газовой директивы. Компания ссылалась на то, что проект следует считать завершенным в мае 2019 года — то есть до того момента, как поправки вступили в силу. Под «завершением» предлагалось понимать окончание инвестиций, а не физическое завершение строительства.
Но Федеральное сетевое агентство ФРГ отвергло этот аргумент, заявив, что отталкивается от «строительно-технического понимания» термина «завершение проекта».
Решение суда не помешает «Газпрому» достроить газопровод стоимостью 10 млрд евро, но не позволит использовать его на полную мощность, отмечает директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам агентства Fitch Дмитрий Маринченко.
«Это увеличит спрос на прокачку через Украину и увеличивает вероятность того, что необходимость в украинской газотранспортной системе сохранится и после 2024 года, когда истечет текущий транзитный контракт», — указывает Маринченко.
Nord Stream 2 AG приняла к сведению решение суда ФРГ не освобождать «Северный поток — 2» от положений Газовой директивы ЕС и считает его «дискриминационным», заявили РБК в пресс-службе компании.
«На дату вступления изменений в силу 23 мая 2019 года газопровод был завершен с точки зрения финансового обеспечения. Основываясь на действовавшей в то время правовой базе, компания совершила инвестиции в размере нескольких миллиардов евро задолго до того, как Европейская комиссия объявила о своем плане внести поправки в Газовую директиву ЕС», — пояснил оператор.
Leave a Reply