Молодая канадка, поступившая в больницу с инсультом, на год полностью лишилась чувства голода. Обследовавшие ее специалисты полагают, что причина столь необычного симптома заключается в повреждении левой островковой доли. Как отмечается в статье для журнала Neurocase, данный клинический случай подчеркивает важную роль островковых долей в восприятии вкуса и контроле аппетита.
При инсульте в головном мозге резко нарушается кровообращение, что может привести к повреждению его отдельных частей. В результате страдают связанные с ними функции. Например, поражение лобных и височных долей левого полушария вызывает нарушения речи. Кроме того, инсульт часто становится причиной паралича конечностей или всего тела целиком.
Команда специалистов, которую возглавил Данг Кхоа Нгуен (Dang Khoa Nguyen) из Монреальского университета, описала очень необычный случай того, к каким последствиям может привести инсульт. В центре их внимания оказалась двадцативосьмилетняя жительница Канады, которая находилась на втором месяце беременности (а семью месяцами ранее родила близнецов). Женщина попала в больницу с параличом правой стороны тела и явными нарушениями речи. Воспользовавшись МРТ, врачи диагностировали острый ишемический инсульт левой островковой доли (части коры головного мозга, которая находится в глубине латеральной борозды).
Спустя одиннадцать дней пациентка пошла на поправку, так что ее выписали из больницы, а еще через три дня она прервала беременность. После выписки женщина в качестве единственного лечения принимала ацетилсалициловую кислоту. В течение нескольких месяцев ее состояние постепенно улучшалось, однако она продолжала чувствовать слабость. Кроме того, пациентка обнаружила, что за шесть месяцев, прошедших после инсульта, она ни разу не испытала чувство голода, из-за чего стала непреднамеренно пропускать приемы пищи. Первоначально женщина списывала данный симптом на усталость, но он сохранился даже после того, как ее состояние улучшилось.
Через семь месяцев после госпитализации пациентку осмотрели специалисты из Монреальского университета. Они выяснили, что даже при нехватке калорий женщина не чувствовала никаких физиологических сигналов, что ей пора поесть, например, урчания в животе. Несмотря на то, что у пациентки отсутствовали проблемы с восприятием вкуса, запаха и текстуры еды (лишь в первые два месяца она жаловалась на металлическое послевкусие после приема любой пищи), даже любимые блюда и продукты, например, шоколад, перестали приносить ей удовольствие из-за потери аппетита. Других психологических проблем, таких как ангедония или плохое настроение, женщина не испытывала.
Когда через шестнадцать месяцев после инсульта пациентка пришла на повторное обследование, она сообщила, что примерно за месяц до этого чувство голода вернулось к ней. В общей сложности необычный симптом длился около года. За это время женщина потеряла порядка десяти килограммов: если к моменту инсульта ее вес составлял примерно 73 килограмма, то шестнадцать месяцев спустя он сократился до 60 килограммов. Никаких специальных диет пациентка не соблюдала, а также не употребляла психоактивных веществ — но из-за исчезновения аппетита она ела вполовину меньше, чем обычно. Учитывая, что опрос не выявил никаких признаков пищевых расстройств, исследователи связали проблему с последствиями инсульта.
Как отмечают Нгуен и его коллеги, это первый описанный в литературе случай потери чувства голода из-за ишемического инсульта. По их мнению, причиной симптома стало повреждение левой островковой доли — части мозга, которая играет одну из важнейших ролей в обработке вкусовых сигналов, а также участвует в контроле аппетита и энергетического баланса. В частности, островковая доля помогает оценивать физиологическое состояние организма.
Предполагается, что в островковой доле интегрируется информация о вкусовых и телесных ощущениях, что позволяет принимать решения о приеме пище на более высоком уровне. Более того, судя по всему, функции данной области мозга асимметричны: левая островковая доля связана с парасимпатической нервной системой, а правая — с симпатической. Если эта идея верна, то повреждение левой островковой доли у канадской пациентки привело к дисбалансу в вегетативной нервной системе и усилению симпатической функции, что в свою очередь снизило потребление пищи. Кроме того, повреждение парасимпатических нервных путей, связанных с левой островковой корой, могло отрицательно повлиять на возможность воспринимать голод. Интересно, что пациенты, у которых островковая доля была повреждена в результате операции (например, при хирургическом лечении эпилепсии), также сообщали об изменении аппетита и восприятия вкуса.
Хирургическое удаление некоторых частей мозга порой приводит к неожиданным последствиям: например, без одного из миндалевидных тел человек может перестать чувствовать страх, а без лобных долей — избавиться от апатии, но приобрести проблемы с памятью, речью и принятием решений.