Британский Высокий суд постановил, что завещание герцога Эдинбургского будет засекречено в течение как минимум 90 лет, чтобы защитить «достоинство и статус» королевы.
Уже более века существует традиция, согласно которой после смерти высокопоставленного члена королевской семьи суд опечатывает их завещания.
Это означает, что, в отличие от большинства других завещаний, его нельзя будет подвергнуть публичной проверке.
Через 90 лет состоится закрытый процесс, по итогам которого будет принято решение о том, может ли завещание быть обнародовано.
Слушание заявления о засекречивании завещания состоялось в июле под председательством сэра Эндрю Макфарлейна, самого высокопоставленного судьи в суде по делам семьи.
Он выслушал аргументы адвокатов, представляющих семью герцога, представителей прокуратуры и главного юридического советника правительства, и опубликовал свое решение в четверг.
Сэр Эндрю сказал, что как президент департамента по семейным делам Высокого суда он является хранителем сейфа, в котором лежат более 30 конвертов, в каждом из которых находится запечатанное завещание умершего члена королевской семьи.
И впервые за более чем 100 лет он описал процесс, с помощью которого эти завещания могут быть обнародованы.
Сэр Эндрю сказал: «Я считал, что из-за конституционного положения Суверена для королевских завещаний уместна особая практика. Существует необходимость усилить защиту по-настоящему личных аспектов жизни этой ограниченной группы лиц, чтобы сохранить достоинство Суверена и близких членов ее семьи».
По словам судьи, он не видел завещания принца Филиппа и ничего не слышал о его содержании, кроме даты его исполнения и личности назначенного исполнителя.
Он сказал, что решил провести слушание при закрытых дверях, потому что открытое слушание привело бы к огласке и всевозможным спекуляциям — а именно этого хотелось бы избежать.
«Я согласен с тем, что, хотя общественности любопытны частные договоренности, которые член королевской семьи может указать в своем завещании, нет подлинного общественного интереса в том, чтобы общественность знала эту полностью конфиденциальную информацию», — сказал сэр Эндрю.
По его словам, никаких юридических оснований для заявлений от СМИ не существовало, поскольку общественные интересы представлял генеральный прокурор.
Адвокаты семьи принца Филиппа утверждали, что новости о слушаниях «могут породить совершенно необоснованные догадки» и откроют возможность для более глубокого вмешательства в жизнь королевы и королевской семьи.
Говоря об истории подобных решений, сэр Эндрю рассказал, что первым членом семьи, завещание которого было опечатано судом, был принц Франц Текский, младший брат королевы Марии, умерший в 1910 году.
По словам юриста и эксперта по королевской семье Майкла Нэша, автора книги «Королевские завещания в Великобритании с 1509 по 2008 год», этот правовой механизм был разработан после того, как принц Франц оставил ценные изумруды своей любовнице, графине Килмори.
Конверт с завещанием принца Франца тоже хранится в сейфе сэра Эндрю. Самые свежие конверты — завещания покойной Королевы-матери и принцессы Маргарет, сестры королевы, умершей в 2002 году.
В 2007 году некий мужчина, утверждающий, что он незаконнорожденный ребенок принцессы Маргарет, Роберт Эндрю Браун, обратился с просьбой о раскрытии завещания Королевы-матери и принцессы Маргарет, но его заявление было отклонено как сутяжничество и по процессуальным причинам.
Однако сэр Эндрю внес поправки в процесс: раньше королевские завещания засекречивались на неопределенный срок, теперь же они могут быть изучены в частном порядке через 90 лет после выдачи документа, утверждающего завещание.
Этот документ позволяет исполнителю распределять активы умершего человека в соответствии с его желаниями, и обычно в этот момент завещание человека становится достоянием гласности.
https://www.bbc.com/