20 сентября концертом в Бирмингеме группа Genesis начинает свой рассчитанный на три месяца тур по Британии, США и Канаде. Тур называется The Last Domino? и, как уже объявили музыканты, он станет для них последним, завершив тем самым полувековую историю группы.
Начинающийся в эти дни тур — первые за 14 лет, с 2007 года, гастроли под эгидой Genesis Фила Коллинза, Тони Бэнкса и Майка Резерфорда — трех музыкантов ее оригинального состава. Тогда, в 2007 году, им казалось, что группа себя изжила, и совместную работу продолжать больше не стоит.
Все эти годы каждый из них занимался своим делом. Фил Коллинз продолжал свою необычайно успешную, начатую еще в пору расцвета Genesis в 1978 году сольную карьеру поп-певца — он написал десятки песен, ставших хитами в разных странах мира, восемь премий «Грэмми», один «Оскар» и беспрецедентный для бывшего скромного барабанщика коммерческий успех.
Их любили хиппи и поколение MTV. Кто такие Genesis
Genesis основали в 1967 году пятеро учеников престижной частной школы Charterhouse School в графстве Сюррей Питер Габриэл (вокал, флейта), Тони Бэнкс (клавишные), Майк Резерфорд (бас-гитара), Энтони Филипс (гитара) и Крис Стюарт (барабаны). Группа стала одной из главных в жанре прогрессив-рока: ориентировалась на длинные и сложные композиции, где рок-инструментарий сочетался с усложненным, заимствованным из классической музыки подходом с композиционной структуре
После второго альбома Tresspass (1970) Филипса сменил Стив Хаккет, а Стюарта Фил Коллинз. Сформировавшийся таким образом классический состав группы достиг апогея своего развития в грандиозной, растянутой на две пластинки рок-опере The Lamb Lies Down on Broadway (1974). После этого Габриэл неожиданно объявил об уходе из группы, и поначалу это было воспринято как трагедия («Это как если бы Мик Джаггер объявил об уходе из Rolling Stones», — писала газета New Music Express). Еще через два года группу покинул и Хаккет.
Место лидирующего вокалиста занял Фил Коллинз и постепенно саунд и музыкальный строй становились проще, доступнее и приемлемее для массовой аудитории. Утрата андерграундного реноме с лихвой компенсировалась растущим коммерческим успехом.
В 1978 году нынешний состав трио записал альбом символическим названием …And Then There Were Three… (А потом их осталось трое). Он принес группе и первый их хит — Follow You, Follow Me — короткую трехминутную сентиментальную поп-песню, далеко ушедшую от прошлых монументальных композиций.
В 1986-1992-м годах после выхода альбомов Invisible Touch и особенно We Can`t Dance группа стала мегапопулярной среди «поколения MTV«.
Успех этот многократно превысил успех и самой группы, сделал его мегазвездой, одним из самых знаменитых и богатых поп-музыкантов на планете. В 1996 году он даже объявил об уходе из Genesis, но в 2006-м трио Коллинз, Бэнкс, Резерфорд воссоединилось, правда, как оказалось, ненадолго.
Гитарист и бас-гитарист Майк Резерфорд продолжал выступать и выпускать альбомы со своей созданной еще в 1984 году группой Mike + The Mechanics, изредка появляясь в проектах своих партнеров по группе, как давно ушедшего Питера Гэбриела, так и действующего — Фила Коллинза.
Клавишник Тони Бэнкс записывал сольные рок-альбомы, писал музыку для кино и, вспомнив свою юношескую любовь к классической музыке и полученное в детстве классическое музыкальное образование, выпустил несколько альбомов оркестровой классической музыки.
В 2014 году Би-би-си выпустила полуторачасовой документальный фильм «Genesis: Together and Apart» (Genesis: вместе и поодиночке), в создании которого приняли участие и давно ушедшие из группы музыканты ранних составов: гитаристы Энтони Филиппс и Стив Хаккет и вокалист Питер Гэбриел.
Фильм воспринимался как подведение итогов, чуть ли не как надгробный памятник прекратившей свое существование группе.
Однако Коллинз, Бэнкс и Резерфорд, в отличие от многих других распадавшихся рок-групп, ни отчуждения, ни тем более вражды по отношению друг к другу не испытывали, связи не теряли, и каждый, в большей или меньшей степени, испытывал и ностальгию по славным временам тесного рок-братства в группе, и по работе с давними, проверенными и верными партнерами-друзьями. Менеджер группы Тони Смит очень точно охарактеризовал это ощущение — «не до конца сделанное дело».
Как рассказывает теперь Коллинз, однажды после его концерта в Royal Albert Hall к нему в артистическую пришли Тони и Майк, и в процессе непринужденного дружеского общения было решено: а почему бы не попробовать еще?
Отложенный тур
Музыканты собрались на совместные репетиции в январе 2020 года, и уже в марте был объявлен намеченный на ноябрь-декабрь того же 2020 года тур по Британии с одним концертом в Дублине. С самого начала было объявлено, что речь о приглашении Хаккета и Гэбриела даже не идет. «Они ушли так давно [Гэбриелпокинул группу в 1975 году, Хаккет в 1977-м — Би-би-си], я не представляю себе, что мы можем делать вместе», — заявил Резерфорд. «Воссоединение со Стивом и Питом было бы слишком сложной задачей, играть с Майком и Тони — более простой, реалистичный вариант», — вторил ему Коллинз.
Репетиции шли полным ходом, когда на мир обрушилась пандемия коронавируса. В июле осенний тур 2020 года был перенесен на апрель 2021-го. В январе 2021-го стало ясно, что к апрелю коронавирусные ограничения сняты не будут, и тур перенесли на осень. Тогда же группа выпустила 50-секундный трейлер со съемками репетиций предстоящего тура.
В апреле было объявлено, что к 19 концертам в Британии (Дублин отпал) будут добавлены еще 14 в США и Канаде с началом тура 20 сентября в Бирмингеме и завершением его 17 декабря в Бостоне.
В первые дни сентября сначала на телеканале PBS в США а затем на канале Sky Arts в Британии был показан часовой документальный фильм с подробнейшими съемками репетиций, кадрами сценического оформления и видеосопровождения музыкального материала и подробными интервью со всеми музыкантами.
Здоровье и финансы Фила Коллинза
Из этих интервью становится очевидно, что наименьший энтузиазм из трех участников группы предстоящий тур вызывает у Фила Коллинза.
С одной стороны, это можно объяснить финансовыми причинами. Коллинз, безусловно, самый обеспеченный их трех музыкантов Genesis и меньше других нуждается в дополнительной, обременительной для перевалившего за восьмой десяток музыканта нагрузке.
С другой, фильм намекнул на возможность заинтересованности Коллинза — по тем же финансовым причинам. Он подтвердил наличие у него серьезных проблем, связанных с его третьей женой — швейцарской моделью мексиканского происхождения Орианной Цевей. Они поженились в 1999 году, у них двое детей, но в 2008 году они развелись, в результате чего Цевей получила изрядную сумму — 25 млн фунтов, одна из крупнейших выплат в истории бракоразводных процессов. В 2016 году Коллинз объявил о воссоединении и о счастливой совместной жизни разведенных супругов на его вилле в Майами.
Однако в прошлом году 46-летняя Цевей неожиданно вышла замуж за своего молодого любовника и теперь отказывается покидать ту самую виллу во Флориде.
На самом деле, гораздо серьезнее, конечно, медицинские проблемы Фила Коллинза.
Еще в 2000 году у него обнаружилась частичная потеря слуха в левом ухе, по счастью, правда через два года слух восстановился.
В апреле 2009-го он перенес операцию на позвоночнике, в результате чего утратил чувствительность пальцев и, соответственно, полностью возможность играть на барабанах. В 2011 году он даже объявил о прекращении своей музыкальной карьеры.
У него развилась депрессия, алкоголизм, и, как он сам признавал в вышедшей в 2016 году автобиографии, стали появляться мысли о самоубийстве.
С 2017 года он с трудом ходит — только опираясь на трость, и поет на сцене, не вставая с кресла.
Все это совершенно явственно видно в подготовленном к новому туру документальном фильме. И совершенно понятны настойчивые заявления музыкантов — в первую очередь Коллинза — что на этом туре история Genesis подходит к концу.
Хотя за барабанами в группе по-прежнему Коллинз — 20 летний сын Фила Ник. Он с детства пошел по стопам отца, и с 2019 года, с возраста 18 лет играл в его группе на барабанах.
Мальчишеская внешность Ника Коллинза выглядит резким контрастом на фоне убеленных сединами Бэнкса и Резерфорда и утратившего не только гибкость движений, не только все волосы на голове, но даже и гибкость голоса отца.
Однако ощутимая даже по видеозаписям репетиций композиционная мощь классических композиций группы, великолепное театрализованное шоу и магия легендарного имени делают предстоящие концерты Genesis незаурядным событием в истории рок-музыки.