В провинции Цзянсу более чем тысяче фабрик и заводов власти предписали работать по схеме «два через два», а еще 143 предприятия остановили полностью.
В провинции Гуандун, ВВП которой превышает всю экономику России и обеспечивает 10% выпуска продукции в Китае, для отдельных предприятий ввели схему «два через пять», при этом им необходимо удерживать энергопотребление на уровне на 15% ниже полной нагрузки в пиковый период.
В офисных зданиях приказано отключить на втором и третьем этажах, а ряд производств переведены на ночной режим работы.
Из-за веерных отключений и блэкаутов в выходные на улицах северных провинций отключались светофоры, провоцируя многокилометровые пробки, а жителям небоскребов приходилось пешком спускаться вниз, пишет Fortune.
В северо-восточных провинциях Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин проблемы с энергоснабжением вынудили ограничить подачу электричества в том числе и жилые дома, несмотря на сезонное похолодание и снижение ночных температур до 10 градусов по Цельсию.
Северные провинции КНР получают электроэнергию преимущественно от угольных станций, и многие из них превысили свои квоты, которые КомПартия вводит с 2019 года. «Им погрозили пальцем, и немедленным ответом стало то, что они начали ограничивать потребление», — рассказывает аналитик Lantau Group Дэвид Фишман.
Впрочем, это не главная причина, продолжает он: ключевой проблемой стал резкий рост цен на газ и уголь, уже ударивший по Евросоюзу и Британии.
За последний месяц тонна энергетического угля на бирже Чжэнчжоу подорожала на 40%, до 192,4 доллара — нового рекорда за 8 лет. По сравнению с прошлым летом цены взлетели вдвое.
Причиной стало ужесточение национальных экологических стандартов: лицензии многих предприятий по добыче угля истекли, а новые они не могут получить уже около года, поэтому им пришлось остановить работу, рассказал изданию «Чжунсин цзинвэй» источник в угольной отрасли.
Кроме того, сократились поставки импортного угля из-за перебоев при пандемии и карантинных мер на таможне, указывает он.
Но цены на электроэнергию регулируются государством, и станции не в состоянии покрыть свои затраты, объясняет Фишман: «Из-за того, как работают ценовые механизмы, производители электроэнергии были вынуждены работать получать все меньше и меньше маржи, до тех пор пока смысл работать не потерялся полностью».
На угольные электростанции в период с января по август этого года приходилось около 56,14% из 2,28 млрд киловатт часов выработанной в Китае электроэнергии.