В 2020 году Китай закупил продовольствия на рекордные 98,1 млрд долларов, увеличив импорт на 22% за год и на 360% за последние 10 лет.
Госзапасы продовольствия в Китае достигли исторически максимального уровня, сообщил в ноябре глава Национальной администрации резерва зерна Цинь Юйюн. «Наши резервы пшеницы покрывают потребности на полтора года», — сказал он, добавив, что у страны нет «абсолютно никаких проблем с продовольствием».
Один из крупнейших складов, где зерно и бобы хранятся в 310 гигантских силосах, расположен в порту Далянь на северо-западе страны. Туда из США и Бразилии доставляются маис, пшеница и соя, поставки которых выросли в 2-12 раз за последние пять лет.
Закупки — это вынужденная мера, поскольку внутреннее производство стагнирует с 2015 года, считает Горо Такашахи, профессор Aichi University. Урожайность в Ките низкая, отмечает он, в том числе из-за загрязнения почв, к тому же фермеры мигрируют в мегаполисы.
«Накопление запасов в Китае — одна из причин роста цен» на продовольствие в мире, говорит АКио Шибата, президент Natural Resource Research Institute в Токио.
По данным на ноябрь, индекс цен продуктов питания от ФАО (Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН) достиг рекордных значений за последние 10 лет. Индикатор, отслеживающий 95 важнейших продовольственных товаров, прибавил 1,2% за месяц и 27,3% в годовом выражении.
Зерно за год подорожало на 23,2%, растительные масла — на 53%, молочная продукция — на 19,1%, мясо — на 17,6%, сахар — почти на 40%.
И если номинальный рост цен стал рекордным с «Арабской весны» 2010-11 гг, то в реальном выражении — с поправкой на общую инфляцию — еда дорожает в мире со скоростью, которой не было почти полвека, отмечает старший научный сотрудник University of Warwick Алистер Смит
. Рост реального индекса продовольственных цен ФАО, по его расчетам, превысил 20%, что за все время доступной статистики происходило лишь однажды — в 1973-74 гг на фоне нефтяного кризиса, когда ближневосточные страны ввели эмбарго на поставки Западу в ответ на арабо-израильский конфликт.
«Если учитывать реальные цены, то купить еду на мировом рынке сейчас труднее, чем практически в любой год с 1961-го, когда ООН начала вести статистику», — отмечает Смит.
Света в конце тоннеля вялотекущего продовольственного кризиса не видно. Из-за газового «шока» в Европе остановились заводы удобрений, и цены взлетели: карбамид подорожал на 100%,, до 650 долларов за тонну, почти достигнув максимумов 2012 года. Цены на калийные и фосфатные удобрения подскочили в 2-3 раза и также установили многолетние пики.